Внешний долг белоруссии перед россией

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "внешний долг белоруссии перед россией" с полным описанием возможных проблем. Все вопросы вы можете задавать в комментариях после статьи.

Внешний долг Беларуси: формирование госдолга, сколько должна страна на 2018

Изображение - Внешний долг белоруссии перед россией proxy?url=https%3A%2F%2Fpromdevelop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F11%2F1-272-1

Внешний долг государства — это абсолютно все обязательства ее субъектов перед зарубежными кредиторами. Как формировался внешний долг Беларуси?

Формирование внешнего госдолга страны началось после распада СССР. Республика Беларусь в отличие от России не перебрала на себя долговые обязательства СССР, поэтому долговая нагрузка на экономику государства в течении 1996-2006 годов была весьма низкой и составлял менее 10% от ВВП.

В первой половине 1990-х государство практически совсем не брало кредиты у РФ и Европы. А в 1996 году президент России и вовсе списал даже те небольшие задолженности, которые были у страны.

Как правильно? Белоруссия — название на русском языке. Беларусь — название страны на белорусском языке. Официальное название — Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь).

Благодаря льготным ценам на энергоносители, предоставляемые от Российской Федерации, и быстро растущий рынок, у экономики Белоруссии появилась возможность в 2000-е годы развиваться без займов. По данным Министерства Финансов Беларуси на начало 2007 года внешний долг равнялся 6,5%.

Интересно: Что такое внешний долг страны и как он оценивается?

После пересмотра Россией цен на энергоресурсы, Беларусь была вынуждена прибегнуть к займам.

В период с 2007 по 2011 годы долговая нагрузка на бюджет государства выросла существенно, что привело к росту внешнего долга. На начало 2012 года по отношению к ВВП внешний долг был равен 27%. За этот период задолженность выросла в 20 раз: с 600 миллионов долларов в 2007-м до свыше 12 миллиардов долларов в 2012 году.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Валовый внешний долг Беларуси (поквартальная динамика)

Изображение - Внешний долг белоруссии перед россией proxy?url=https%3A%2F%2Fpromdevelop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F11%2F1123-1

Однако, уже начиная с 2013-го скорость накопления долгов снизилась, а платежи по обязательствам ежегодно стали составлять 3 миллиарда долларов.

В 2015-2016 годы существенно возрос госдолг. Причиной этого стала девальвация национальной валюты. По данным Минфина внешний долг Беларуси на начало 2015 составлял 22,3% от ВВП, на начало 2016 – 31,5%, а в начале 2017 года валовый внешний долг РБ приблизился к 40 %.

Изменения внешнего долго РБ в 2017 году (на 1 октября)

Изображение - Внешний долг белоруссии перед россией proxy?url=https%3A%2F%2Fpromdevelop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F11%2F1031913193-e1542122694113

В 2018 году внешний государственный долг РБ продолжает расти и превысил отметку в 40%. Правительством определен критический максиму, который не должен превышать внутренний и внешний государственный долг – его размер 45% от ВВП.

Какие шаги предпринимает Республика Беларусь для снижения внешнего долга?

Увеличение кредиторской нагрузки влияет на бюджет не лучшим образом. В 2018 году на оплату процентов по займам уйдет свыше 1 миллиарда и еще 3 миллиарда долларов на погашение кредитов. Правительство выработало шаги по перекрытию кредиторских задолженностей. В период с 2019 по 2025 год намечено возмещение основной части займов.

Затраты на возврат займов закладываются в бюджете страны, также предусмотрено рефинансирование за счет новых займов.

Какой внешний долг Белоруссии и кому должна страна?

Внешний долг Беларуси на сегодняшний день достиг 16,6 миллиардов долларов.

Основными кредиторами являются:

  • Россия;
  • Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР);
  • Китай;
  • Держатели белорусских еврооблигаций;
  • Всемирный банк.

Самые крупные займы государства РБ:

  1. 80 0000 000 $ – ЕФСР;
  2. 55 2000 000 $ – займы у правительства и банков России (см. внешний долг России);
  3. 446 000 000 $ – банки Китая.
  4. 93 500 000 $ – задолженность перед западными партнерами;
  5. 95 000 000 $ – Всемирному банку.

Беларусь практически не берет кредиты в ЕС и США. У Международного валютного фонда, предоставляющего займы на выгодных условиях, Беларусь кредитов не берет.

На погашение госдолга в 2018 будет правленое 2,5 млрд. белорусских рублей. Расходы на погашения внешнего долга Республики Беларусь в 2018 году составят 5,4 млрд. рублей. Соответственно, будет погашена сумма в размере 8 млрд. белорусских рублей. С 2018 начинается динамика активного снижения госдолга страны.

Расходы Беларуси по внешнему государственному долгу в 2018 году (миллионов долларов США)

Изображение - Внешний долг белоруссии перед россией proxy?url=https%3A%2F%2Fpromdevelop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F11%2Fdolg_2018-e1542122512896

Интересно: 1 белорусский рубль = 31,49 российских рублей (белор. рубель; код ISO — BYN, до 1 января 2000 года — BYB, с 1 января 2000 года до 1 июля 2016 года — BYR).

Расходы по выплатам на внешний долг Беларуси за 2018 год:

  • 1 007 500 000 $ – Россия;
  • 938 600 000$ – владельцам национальных облигаций;
  • 563 400 000 $ – платежи Китаю;
  • 475 700 000$ – оплата Евразийскому фонду стабилизации и развития;
  • 95 300 000 $ – выплаты Всемирному банку;
  • 4 300 000$ – оплата США;
  • 2 700 000 $ – выплаты СВИ;
  • 2 400 000$ – оплата Европейский банк реконструкции и развития.

Минфин руководствуется правилом, которое заключается в том, что 75 % от суммы задолженности рефинансируется, а 25% буде выплачиваться за счет не долговых источников.

Интересные факты:

  1. Внешний госдолг Республики Беларусь за 20 лет увеличился практически в 20 раз с 946 миллионов до 16,6 миллиарда $.
  2. Беларусь занимает 77 место в рейтинге стран по размеру внешнего госдолга.
  3. По данным на 2018 год внешний долг на душу каждого белоруса составляет свыше 4 тысяч $.

Изображение - Внешний долг белоруссии перед россией proxy?url=http%3A%2F%2Fc1hit.tut.by%2Fstat%2F1063%2F46369%2Fimg%2F155143251%2F1372

Долг Беларуси по госкредитам России составляет около 7,3 млрд долларов. Просрочки нет

Задолженность Беларуси по государственным кредитам России на середину мая 2018 года составила 6,3 млрд долларов и 60 млрд российских рублей. Такая информация значится в материалах ко встрече премьер-министров РФ и Беларуси Дмитрия Медведева и Андрея Кобякова, которая состоялась 1 июня в Душанбе, сообщает ТАСС.

Читайте так же:  Кредитная карта от сбербанка

Россия – основной торговый партнер Беларуси: по итогам 2017 года удельный вес России во внешнеторговом обороте Беларуси составил 51,7%. Беларусь также является одним из основных торговых партнеров РФ, занимая первое место по объемам товарооборота России со странами СНГ и четвертое место среди основных внешнеторговых партнеров РФ. Во взаимной торговле значительная доля расчетов идет в национальных валютах. В 2017 году товарооборот РФ и Беларуси составил 32,4 млрд долларов, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 23,5%. В январе-марте 2018 года товарооборот вырос на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Крупнейшим двусторонним инвестиционным проектом является строительство Белорусской АЭС, соответствующий контракт был подписан в 2012 году. Ввод первого блока в эксплуатацию запланирован на декабрь 2019-го, второго – на 2020 год. Специалисты отмечают, что работы идут по графику. На сооружение АЭС РФ выделило Беларуси кредит в 10 млрд долларов (90% стоимости контракта), оставшиеся 10% были дополнительно прокредитованы Внешэкономбанком РФ по просьбе белорусской стороны, подчеркивается в сообщении.

Россия является основным поставщиком нефти и газа в Беларусь. В 2017 году Россия поставила в Беларусь 18 млн тонн нефти и 19 млрд кубических метров природного газа, в первом квартале 2018-го – 6 млрд кубических метров газа и 4,5 млн тонн нефти.

В материалах ко встрече Медведева и Кобякова отмечается, что Москва предоставляет Минску масштабную финансовую помощь для поддержки белорусской экономики и стабилизации социально-экономического положения Беларуси в условиях поэтапного перехода на рыночные принципы в двустороннем торговом сотрудничестве. Сейчас действуют девять межправсоглашений по предоставлению Беларуси российских государственных кредитов: один экспортный (на строительство АЭС) и восемь финансовых.

По состоянию на середину мая 2018 года сумма задолженности Беларуси по государственным кредитам, предоставленным РФ, составила 6,3 млрд долларов и около 60 млрд российских рублей. Просроченных обязательств у Беларуси нет, говорится в сообщении агентства.

Кроме того, в 2016 году подконтрольный России Совет Евразийского фонда стабилизации и развития решил предоставить финансовый кредит Беларуси на 2 млрд долларов на финансирование программ макроэкономической стабильности. Предоставление кредита предусматривает выделение семи траншей в 2016-2018 годах. На данный момент выданы пять траншей на 1,6 млрд долларов.

По информации белорусского Минфина, внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 мая составил 16,4 млрд долларов.

Внешний долг страны – это сумма всех обязательств ее субъектов перед иностранными кредиторами.

Существует разработанная международными организациями система классификации внешнего долга в зависимости от элементов, включаемых в его структуру. Согласно методологии МВФ (Международный валютный фонд) принято различать:

  • Валовой внешний долг – складывается из совокупных долгов органов государственной власти, центрального банка, организаций финансово-кредитной системы, предприятий всех форм собственности, частных лиц;
  • Государственный долг – сумма прямых непогашенных займов центральных органов власти. Обычно эти займы имеют целью покрытие бюджетного дефицита страны.

При таком подходе к государственному долгу обязательства государства отделены от обязательств центрального банка, других финансово-кредитных организаций, прочих предприятий и частных лиц. Хороший пример этого: долговые проблемы автогиганта Вольво, его фактическое банкротство и продажа новому владельцу из КНР, не повлияли на кредитный рейтинг и финансовую устойчивость Швеции. Насколько уместен этот подход для Беларуси – остается предметом дискуссий. Из-за высокой доли участия государства в экономике, подавляющая часть долгов субъектов хозяйствования прямо влияет на финансовое положение страны.

Исторически сложившееся отношение к внешнему долгу можно назвать скорее негативным, чем положительным. С другой стороны, не стоит забывать о том, что иностранные инвестиции – мощный двигатель экономического роста, также включаются в сумму долга.

*Данные уточнены в связи с пересмотром ВВП

По данным государственной статистики можно составить следующую картину изменения ВВП и внешнего долга Республики Беларусь в последние годы:

С точки зрения принятых в международной практике критериев, размер внешнего долга Беларуси не превышает установленных норм. Внешние заимствования поступательно растут, однако ни в абсолютном, ни в относительном, ни среднедушевом выражении не выглядят чрезмерными. Это касается и собственно государственного, и общего внешнего долга.

Вероятно, главные угрозы экономике страны лежат не в этой области. Следует признать, что большая часть государственных заимствований направлялась не в производственные или коммерческие проекты, но использовалась для поддержания платежного баланса и реструктуризации уже существующих долгов.

Структура общего внешнего долга Республики более чем наполовину сложилась из заимствований, привлеченных начиная с 2009 года. Долги более ранних периодов практически полностью погашены или конвертированы за счет новых кредитов. По состоянию на октябрь 2015 года структура внешнего долга Беларуси выглядела так:

  • Займы центральных органов государственного управления – 33,9%;
  • Заимствования Национального банка Республики Беларусь – 4,6%;
  • Долги банковской системы Республики – 17,3%;
  • Задолженность других предприятий и организаций Республики – 39,7%;
  • Прямые инвестиции в предприятия Республики – 4,5%.

Очевидно, что большую часть внешнего долга составляет задолженность организаций. Сюда относится:

  • текущая задолженность промышленных предприятий за сырье, комплектующие и энергоносители;
  • непогашенная задолженность торговли за поставленный товар;
  • займы, взятые организациями напрямую у внешних кредиторов.
Читайте так же:  Работа на севере в полиции вахтовым методом

Внешняя задолженность предприятий Республики финансировалась из множества источников, имеет разные сроки и условия погашения. В своей массе эти долги не являются автономными, поскольку государство состоит в числе собственников большинства кредитуемых предприятий. Следовательно, выплата, в конечном итоге, также затрагивает государственные интересы и государственные средства

Внешний долг Национального банка Беларуси складывается из суммы непогашенных займов (полученных в частности от банков РФ) и облигаций реализованных на внешних рынках. На конец 2015 года, общая сумма внешнего долга Нацбанка составила 1,744 миллиарда в долларовом эквиваленте. Для сравнения: валютная задолженность Национального банка Беларуси перед другими отечественными банками составила 2,808 млрд. долларов США в этом же периоде.

Сравнительно менее проблемными для кредиторов могут показаться внешние заимствования белорусских банков. Как правило, банковские активы обладают высокой ликвидностью, организация работы кредитно-финансовых учреждений меньше зависит от формы собственности, а сами они меняют владельцев без видимого ущерба.

Остается весьма незначительным объем прямых иностранных инвестиций в отечественные предприятия. Хотя именно такой способ привлечения средств считается наиболее выгодным для экономической системы. Первой причиной такого положения нужно признать отсутствие у предприятий реальной самостоятельности в распоряжении своим имуществом и организации деятельности.

Наиболее крупные внешние заимствования Республики Беларусь приходятся на кредиты центральным органам власти. Эти же займы представляются наиболее надежными для кредиторов, т.к. именно государство обладает наибольшими возможностями в распоряжении денежными средствами и собственностью.

Для понимания ситуации полезно будет рассмотреть структуру и объемы внешних заимствований Правительства Республики Беларусь в 2015 году.

  • От российского правительства и банков в общей сложности 1,572 млрд. в долларовом эквиваленте;
  • От банков Китая – 528,1 млн. долларов. Основная этих масса кредитов является связанными, т.е. может направляться только на закупку китайских товаров и финансирование проектов с участием КНР;
  • Кредитов Всемирного банка на сумму 72,9 млн. долларов. Практически все средства выделены целенаправленно для финансирования строительства инфраструктуры и др. объектов.

Общая сумма государственных заимствований в 2015 году составила 2,173 млрд. долларов.

В этом же периоде Республикой Беларусь было погашено государственных займов на общую сумму 2,016 млрд. долларов. Эта цифра сложилась из:

  • 1 миллиарда долларов для погашения первого выпуска отечественных евробондов;
  • 353,1 миллионов долларов погашения кредита Евразийского фонда стабилизации и развития;
  • 300 миллионов долларов на возврат займа российского правительства;
  • 147,7 миллионов долларов погашения кредитов китайских банков;
  • 115,2 миллиона долларов на полную выплату займов банкам Венесуэлы;
  • 75,9 миллионов долларов на закрытие остатка кредита МВФ;
  • 20,9 миллионов долларов текущих выплат по кредитам Всемирного банка;
  • 3,6 миллионов долларов на выплату по Товарно-кредитной корпорации США по кредитной линии на закупку зерна.

Можно утверждать, что Республика Беларусь в 2015 году и в предыдущие периоды добросовестно исполняла свои долговые обязательства. Раздавались и продолжают раздаваться критические замечания касательно реализации белорусской стороной обязательств по реформированию экономики. Разногласия такого рода могут заметно осложняют получение новых кредитов. Однако именно сосредоточение собственности в руках государства существенно облегчает своевременную выплату по внешним займам.

Исходя из этого, Республика может рассчитывать на новые международные кредиты.

В первой половине 2015 года Беларусь подала заявку на кредит на 3 миллиарда долларов в Евразийский фонд стабилизации и развития (ранее назывался Антикризисный фонд ЕврАзЭС), однако получила одобрение только на 2 миллиарда. В марте 2016 года Беларусь подписала программу о привлечении кредита ЕФСР на 2 млрд долларов, который предоставляется семью траншами в течение 2016-2018 годов. ​Однако, для получения кредита белорусские власти должны реализовать комплекс мер по реформированию экономики. ​ 2 транша ЕФРС перечислил в 2016 году на сумму 500 миллионов долларов в марте и 300 миллионов — в июле. Третий транш евразийского кредита Беларусь планировала получить в октябре 2016 года, однако этого не произошло.

Внешний госдолг Беларуси по состоянию на 1 января 2016 года составил $12,4 млрд и уменьшился за 2015 год на 1,1%.

Лимит внешнего госдолга Беларуси в 2016 году был утвержден в размере $17 млрд.

За 2016 год внешний государственный долг Беларуси увеличился на $1 млрд. 198,8 млн до $13,6 млрд. с учетом курсовых разниц. Таким образом внешний госдолг страны за год вырос на 9,6% .

В январе-декабре 2016 года Беларусь привлекала внешние государственные займы на сумму $ 1 934,9 млн.:

Внешним долгом суверенного государства принято считать любые долговые обязательства каждого из хозяйствующих субъектов, перед финансовыми структурами иного государства. Республика Беларусь входит в число стран, обремененных внешней кредитной задолженностью.

Суверенный внешний долг Беларуси формируется со времени распада Советского Союза. В виду отказа от выплат по долгу переставшей существовать державы, нагрузка финансовой системы РБ, на начальном этапе была незначительной и составляла менее 10% от ВВП. Данные показатели долга актуальны на период с 1996 по 2006 годы. Объем внешних заимствований в 90-е годы был минимален, кроме этого существующий долг перед Россией была списана.

Процессу развития экономики, без роста внешнего долга Беларуси, способствовали также льготные цены на поставляемые из РФ энергоресурсы. Данный фактор позволил ускорить темпы экономического развития в 2000 годы. По истечению первых шести лет указанного периода, размер долга (по отношению к ВВП РБ) составлял не более 6,5% (отчеты Минфина РБ). Необходимость в привлечении иностранных займов появилась в момент пересмотра соседним государством отпускных цен на энергоресурсы.

Читайте так же:  Процент перевода с карты сбербанка на карту сбербанка другого региона

Уже к 2012 году внешний долг Беларуси вырос до 27% процентов и показывал стабильно положительную динамику. В денежном эквиваленте, обязанности республики увеличились до $12 млрд, поднявшись с отметки $600 млн, что является более чем 20-кратным ростом. Снижение скорости накопления долга отмечается в первую половину 2013 года, по итогам которого ежегодный платеж составил $3 млрд.
Девальвация национальной валюты в 2015-16 годы привела к значительному повышению долговой нагрузки. В первой половине 2015 года Минфин сообщал о 22,3 %, а уже через 2 года внешний долг Беларуси составлял 40% от ВВП (против 31,5% в 2016 году).

Актуальный государственный долг республики Беларусь

В текущем (2018) году произошло превышение максимальных значений долга. На официальном уровне утвержден целевой максимум долга, превышение которого следует избегать. В настоящий момент пороговым значением внешнего долга Беларуси, определен соотношение в 45% к ВВП, фактические показатели близки к максимально допустимым.

Негативное экономическое влияние увеличивающейся задолженности очевидно – только в 2018 году РБ потребуется до $4 млрд на исполнение кредитных обязательств. Согласно данным Минфина 1/4 часть от планируемых выплат, составят проценты по займу. Для погашения внешних долгов Белорусское правительство вынуждено проводить бюджетные корректировки и привлекать дополнительные займы.

В настоящее время внешний долг РБ превышает $16 млрд. Государство имеет обязательства перед различными финансовыми структурами и экономическими системами, в число кредиторов РБ входят:

  1. ЕФСР – государство должно фонду развития более $800 млн.
  2. Российская банковская система – соседнее государство выдало займов на сумму более $552 млн.
  3. Китайская экономика – банки «Поднебесной» выделили РБ порядка $446 млн.
  4. Всемирный банк и держатели бондов – первая структура одолжила государству около $95 млн, на долю инвестиционных кредитов приходится более $93 млн.

Следует отметить, что в составе внешнего долга Беларуси практически отсутствуют кредиты американских и европейских банков. Отказалось правительство РБ и от кредитов МВФ, считающихся наиболее выгодными в числе прочих.

Порядок погашения внешнего госдолга Республики Беларусь

Расчет регулярных платежей осуществляется в национальной валюте, то есть в белорусских рублях. За 2018 год государству придется выплатить более 5,4 млрд руб., в счет основного долга и порядка 2,5 млрд руб., в качестве процентов по займам. Итоговая сумма за текущий год превысит 8 млрд руб. Эксперты отмечают смену тренда и начало периода сокращения размера госдолга Беларуси. Средний курс белорусской валюты по отношению к российскому рублю (BYN/RUB) составляет 1/31,49.

В 2018 год планируется значительное сокращение размера внешнего долга Беларуси, правительство намерено вернуть: России – $1,007 млрд, Китаю – $938 млн, США – $4,3 млн. Держатели инвестиционных инструментов получат более $938 млн. Проводимая правительством РБ финансовая политика, предусматривает дробление возвращаемых средств на рефинансируемую и бюджетную части. Новыми заимствованиями погашается до 75% госдолга, тогда как 25% суммы возвращается за счет собственных средств суверенной экономики.

В настоящее время РБ занимает 77 место в рейтинге стран по величине госдолга. Страна должна различным кредиторам более $16,5 млрд (в 1998 году – $946 млн). Согласно статистике, на долю каждого гражданина приходится более 4 тысяч долларов из общей суммы внешнего долга Беларуси, что накладывает значительные ограничения в плане экономического и социального развития государства.

Влияние обязательств по иностранным кредитам будет ощутимо для экономики Беларуси еще более десятилетия, при условии сохранения текущей динамики. Ухудшение макроэкономического климата, также как удешевление национальной валюты, могут привести к росту внешнего долга РБ. В настоящее время правительство государства не допускает неисполнения по обязательствам и придерживается утвержденной системы расчетов с кредиторами.

Беларусь – наш ближайший и дружественный сосед. Многие россияне часто и с удовольствием посещают эту страну и порой восхищаются уровнем жизни там. Практически одинаковые зарплаты, множество госпредприятий, невысокий уровень цена на продукты и услуги. К сожалению, наша страна такой стабильностью похвастаться не может. Почему?

Возможно из-за того, что у Российской Федерации нет поблизости мощной и развитой страны, которая в состоянии регулярно одалживать крупные денежные суммы на развитие, которая имеется у Беларуси. В реальности долг Белоруссии перед Россией на сегодня довольно внушительный. Ситуация в области финансовых отношений между двух стран достаточно сложная, но отчего так происходит и почему Беларусь не стремится стабилизировать данный вопрос?

Изображение - Внешний долг белоруссии перед россией proxy?url=https%3A%2F%2Fznaemdengi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2Fdolg-belorussii-pered-rossiej-na-segodnja-1

У Беларуси перед Россией образовался огромный долг в 740 млн долларов

Данное понятие по определению МВФ (Международный Валютный Фонд) является общим объемом текущих и еще непогашенных обязательств от резидентов определенного государства к нерезидентам. К внешней задолженности причисляют как саму сумму долга, так и набежавшую процентовку, которую требуется погасить в определенный временной промежуток. Внешняя задолженность складывается из долга частного характера (задолженность частной/государственной структуры) и непосредственно государственного.

Наличие внешнего кредитования помогает расширять финансовые госресурсы, но также способствует и появлению риска в развитии финансово-экономического кризиса.

Внешний долг государства и высокой стоимости уже просроченного субсидирования достаточно негативно сказывается на общем рейтинге данного государства на кредитном общемировом рынке. А его снижение непосредственно влияет и на условия предоставления будущих траншей. Многим странам с высокими показателями задолженности практически вообще закрыта возможность оперировать с кредитными международными рынками. Единственной возможностью таких государств становится заимствование ресурсов банковской всемирной группы и МВФ.

Читайте так же:  Оплата картой сбербанка за границей

Появление стабильной задолженности принуждает определенную страну проводить переговоры с международными кредиторами в целях урегулирования просрочки. Стабилизация внешнего долга базируется на разработку и внедрение займополучателем срочных мер, направленных на ликвидацию просроченного долга с целью понижения выплат задолженности основной, а также процентной ее части.

Изображение - Внешний долг белоруссии перед россией proxy?url=https%3A%2F%2Fznaemdengi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2Fdolg-belorussii-pered-rossiej-na-segodnja-2

Из чего складывается задолженность Беларуси

Внешний долг Белоруссии по всем имеющимся госкредитам приравнивается к порядка 6,50 млрд долларов. Эти данные были приведены на заседании комиссии Евразийского межправсовета. Одна часть задолженности выражается в рублевом эквиваленте и приравнивается к 59,90 млрд руб. Но стоит заметить, что просроченных задолженностей эта страна не имеет.

На сегодня между РФ и Беларусью имеются восемь активных соглашений, работающих на предоставление госкредитов. Из них один относится к экспортному соглашению (суммы выделяются на возведение атомной электростанции), остальные – финансовые. Что касается общей величины кредитования, то Россия предоставила Минску порядка 15 млрд $.

Беларусь приобрела права самостоятельности и независимости сразу после развала СССР, в 90-ых годах прошлого столетия. Причем на то время Минск не стремился набирать внешние крупные займы, в отличие от России. Наша страна, находясь в условиях жесточайшего кризиса, была чрезмерно закредитована. Положение же Беларуси достаточно выгодно отличалось от российского и в плане уровня развития – республика после получения независимости продолжала придерживаться принципа хозяйствования.

Бурное развитие экономики побудило Минск начать активно привлекать иностранный капитал, внешний долг страны стал сформировываться в начале 90-ых годов XX века.

Задолженность стала расти и уже в 1995-96 г.г. внешний долг увеличился в 29 раз. На данный момент положение дел республики на данном поприще довольно плачевно, ведь общая закредитованность достигла поистине огромных размеров (около 13,50 млрд $). Специалисты объясняют такое положение дел практически полным отсутствием в стране частного капитала. Ведь только 20,00% предприятий было передано под частное владение, остальные 80,00% принадлежит государству. Имеет место и нецелесообразное распределение полученных траншей, что способствует росту задолженности.

Изображение - Внешний долг белоруссии перед россией proxy?url=https%3A%2F%2Fznaemdengi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2Fdolg-belorussii-pered-rossiej-na-segodnja-3

Планы Беларуси по погашению внешнего долга

На начало прошлого года мировая задолженность Беларуси выросла еще на 12,60%. Сейчас основными кредиторами-поставщиками нашего соседа являются Евразийский фонд развития/стабилизации, а также крупные Российские банковские организации. Но помимо внешнего Минск обладает еще и внутренними долговыми обязательствами, в основном перед кредитно-финансовыми структурами, имеющими российский капитал. Так что можно с уверенностью сказать, что основным донором страны является Россия.

По имеющимся условиям кредитных соглашений одно только обслуживание внешней задолженности республики обходится в 3,2 млрд $ за год. Кстати, если поделить всю сумму задолженности на жителей Беларуси, то получится, что каждый поданный страны обзаведется долгом размером в 4 000$. Уже в нынешнем годовом периоде страна обязана погасить перед Россией задолженность в 741,3 млн $ (причем только один долг Белоруссии за газ по оценкам финансистов уже достиг цифры в 550 млн $).

Основные причины увеличения закредитованности республики

Беларусь не зря постоянно сравнивают с Советским Союзом, ведь после развала СССР это государство, в отличие от большинства наших иных соседей, сосредоточило в руках госвласти практически всю промышленность. На первый взгляд это должно было стать большим плюсом и в первую очередь, для жителей республики. Но на деле все оказалось печальнее, ведь развития данные области практически не получали.

Поэтому страна была вынуждена связывать себя кредитными обязательствами для закупки сырья, составляющих, запчастей у иностранных производителей. Практически на 82,00% готовые белорусские изделия состоят из валютных вложений. А увеличивать ценообразование на выпускаемую продукцию является нецелесообразным по причине слишком малых показателей конкурентоспособности.

Изображение - Внешний долг белоруссии перед россией proxy?url=https%3A%2F%2Fznaemdengi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2Fdolg-belorussii-pered-rossiej-na-segodnja-4

Состояние госдолга республики Беларусь

Таким образом, виновник огромной закредитованности Беларуси кроется в специфике финансово-экономической модели, действующей в республике на данный момент. Такой расклад и имеющиеся устои требуют основательного пересмотра и глобальной корректировки по причине:

  1. Крайне низких показателей эффективности функционирования работающих предприятий.
  2. Минимального уровня роста в экономике.

Проведенная в стране девальвация белорусской валюты еще больше усугубила текущее положение дел. По результатам данного масштабного мероприятия ВВП (внутренний валовый продукт) упал еще больше в валютном эквиваленте, что привело к стремительному увеличению внешнего долга.

На сегодня республика Беларусь в глазах мировых валютных инвесторов не выглядит привлекательным партнером. Более того, даже не относится к ответственным заемщикам. Но все же многие страны продолжают субсидировать страну, правда, выделяя средства строго под определенные цели с обязательным их возвратом после реализации задуманных проектов.

В отношении иностранных кредиторов Беларусь достаточно строго старается выполнять свои обязательства. Но отношения Минск-Москва складываются немного по иному сценарию. Россия всегда шла навстречу братской стране и предоставляла длительную отсрочку либо проводила реструктуризацию имеющихся кредитов. РФ – это главный партнер Беларуси с крепкими, развитыми и прочными торговыми взаимоотношениями.

Для братской Беларуси наша страна является главным финансовым донором. Большой процент от общего внешнего долга республики занимает задолженность за газ. На данное время, по оценкам финансовых экспертов общая задолженность страны по газу перед Россией уже превысил 550 млн $, тогда как общая сумма долга Минска перед Москвой перешло границу в 740 млн $.

Читайте так же:  Получаем компенсацию по вкладу ссср за умершего родственника

Внешним долгом суверенного государства принято считать любые долговые обязательства каждого из хозяйствующих субъектов, перед финансовыми структурами иного государства. Республика Беларусь входит в число стран, обремененных внешней кредитной задолженностью.

Суверенный внешний долг Беларуси формируется со времени распада Советского Союза. В виду отказа от выплат по долгу переставшей существовать державы, нагрузка финансовой системы РБ, на начальном этапе была незначительной и составляла менее 10% от ВВП. Данные показатели долга актуальны на период с 1996 по 2006 годы. Объем внешних заимствований в 90-е годы был минимален, кроме этого существующий долг перед Россией была списана.

Процессу развития экономики, без роста внешнего долга Беларуси, способствовали также льготные цены на поставляемые из РФ энергоресурсы. Данный фактор позволил ускорить темпы экономического развития в 2000 годы. По истечению первых шести лет указанного периода, размер долга (по отношению к ВВП РБ) составлял не более 6,5% (отчеты Минфина РБ). Необходимость в привлечении иностранных займов появилась в момент пересмотра соседним государством отпускных цен на энергоресурсы.

Уже к 2012 году внешний долг Беларуси вырос до 27% процентов и показывал стабильно положительную динамику. В денежном эквиваленте, обязанности республики увеличились до $12 млрд, поднявшись с отметки $600 млн, что является более чем 20-кратным ростом. Снижение скорости накопления долга отмечается в первую половину 2013 года, по итогам которого ежегодный платеж составил $3 млрд.
Девальвация национальной валюты в 2015-16 годы привела к значительному повышению долговой нагрузки. В первой половине 2015 года Минфин сообщал о 22,3 %, а уже через 2 года внешний долг Беларуси составлял 40% от ВВП (против 31,5% в 2016 году).

Актуальный государственный долг республики Беларусь

В текущем (2018) году произошло превышение максимальных значений долга. На официальном уровне утвержден целевой максимум долга, превышение которого следует избегать. В настоящий момент пороговым значением внешнего долга Беларуси, определен соотношение в 45% к ВВП, фактические показатели близки к максимально допустимым.

Негативное экономическое влияние увеличивающейся задолженности очевидно – только в 2018 году РБ потребуется до $4 млрд на исполнение кредитных обязательств. Согласно данным Минфина 1/4 часть от планируемых выплат, составят проценты по займу. Для погашения внешних долгов Белорусское правительство вынуждено проводить бюджетные корректировки и привлекать дополнительные займы.

В настоящее время внешний долг РБ превышает $16 млрд. Государство имеет обязательства перед различными финансовыми структурами и экономическими системами, в число кредиторов РБ входят:

  1. ЕФСР – государство должно фонду развития более $800 млн.
  2. Российская банковская система – соседнее государство выдало займов на сумму более $552 млн.
  3. Китайская экономика – банки «Поднебесной» выделили РБ порядка $446 млн.
  4. Всемирный банк и держатели бондов – первая структура одолжила государству около $95 млн, на долю инвестиционных кредитов приходится более $93 млн.

Следует отметить, что в составе внешнего долга Беларуси практически отсутствуют кредиты американских и европейских банков. Отказалось правительство РБ и от кредитов МВФ, считающихся наиболее выгодными в числе прочих.

Порядок погашения внешнего госдолга Республики Беларусь

Расчет регулярных платежей осуществляется в национальной валюте, то есть в белорусских рублях. За 2018 год государству придется выплатить более 5,4 млрд руб., в счет основного долга и порядка 2,5 млрд руб., в качестве процентов по займам. Итоговая сумма за текущий год превысит 8 млрд руб. Эксперты отмечают смену тренда и начало периода сокращения размера госдолга Беларуси. Средний курс белорусской валюты по отношению к российскому рублю (BYN/RUB) составляет 1/31,49.

В 2018 год планируется значительное сокращение размера внешнего долга Беларуси, правительство намерено вернуть: России – $1,007 млрд, Китаю – $938 млн, США – $4,3 млн. Держатели инвестиционных инструментов получат более $938 млн. Проводимая правительством РБ финансовая политика, предусматривает дробление возвращаемых средств на рефинансируемую и бюджетную части. Новыми заимствованиями погашается до 75% госдолга, тогда как 25% суммы возвращается за счет собственных средств суверенной экономики.

В настоящее время РБ занимает 77 место в рейтинге стран по величине госдолга. Страна должна различным кредиторам более $16,5 млрд (в 1998 году – $946 млн). Согласно статистике, на долю каждого гражданина приходится более 4 тысяч долларов из общей суммы внешнего долга Беларуси, что накладывает значительные ограничения в плане экономического и социального развития государства.

Влияние обязательств по иностранным кредитам будет ощутимо для экономики Беларуси еще более десятилетия, при условии сохранения текущей динамики. Ухудшение макроэкономического климата, также как удешевление национальной валюты, могут привести к росту внешнего долга РБ. В настоящее время правительство государства не допускает неисполнения по обязательствам и придерживается утвержденной системы расчетов с кредиторами.

Изображение - Внешний долг белоруссии перед россией 469623265
Автор статьи: Евгений Антропов

Добрый день! Меня зовут Евгений. Я уже более 5 лет работаю экономистом в крупной компании. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.2 проголосовавших: 18

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here