Схема получения инвестиционного налогового кредита

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "схема получения инвестиционного налогового кредита" с полным описанием возможных проблем. Все вопросы вы можете задавать в комментариях после статьи.

Как мы безуспешно пытались получить инвестиционный налоговый кредит

25 сентября 2013 3398

за счет чего пытались сэкономить Получение инвестиционного налогового кредита – отсрочки уплаты части налога на прибыль сроком на пять лет

во сколько оценивали экономию 178,5 млн рублей

чего это стоило Более года бесплодных переговоров с чиновниками и заседаний в судах

О перспективах получения инвестиционного налогового кредита (ст. 66 НК РФ) наша компания впервые задумалась в 2008 году. Энтузиазм был вызван тем, что, по нашему мнению, компания идеально подходила под требования, предъявляемые Налоговым кодексом, кроме того, очень уж привлекательными казались условия получения подобного рода заемного финансирования.

Напомню, что инвестиционный налоговый кредит, согласно действующему законодательству, может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога, если она удовлетворяет одному из следующих признаков, перечисленных в статье 67 НК РФ:

  • проводит НИОКР либо техническое перевооружение собственного производства;
  • осуществляет внедренческую или инновационную деятельность;
  • выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона;
  • предоставляет особо важные услуги населению;
  • выполняет государственный оборонный заказ;
  • инвестирует в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности;
  • является резидентом зоны территориального развития.

Этот кредит представляет собой отсрочку по уплате налогов от одного года до пяти лет, но не более чем 50 процентов налога за каждый налоговый период (п. 1 и 3 ст. 66 НК РФ). Так как, согласно корпоративному бюджету нашего холдинга, общая планируемая сумма налога на прибыль за 2011–2015 годы должна была составить не менее 3,4 млрд рублей, уменьшить ее наполовину показалось соблазнительным. Кроме того, деятельность компании вполне подпадала под ряд пунктов вышеприведенного перечня. Но тут важно было учесть абсолютно все плюсы и минусы.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Мы оценили преимущества и недостатки инвестиционного налогового кредита

Наш холдинг претендовал на получение инвестиционного налогового кредита сроком на пять лет на сумму 1,7 млрд рублей по ставке от половины до трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 6 ст. 67 НК РФ). То есть в течение 2011–2015 годов средняя ставка составила бы примерно 6,5 процента годовых, что значительно ниже, чем на общедоступном рынке финансовых заимствований.

С учетом ставки дисконтирования, принятой в компании на 2011–2015 годы (17% годовых), даже самые грубые прикидки давали экономический эффект от привлечения инвестиционного налогового кредита в 178,5 млн рублей (1,7 млрд руб. 17%) – (1,7 млрд руб. 6,5%). Это чистая экономия за пять лет. Игра стоила свеч.

Таким образом, в качестве преимуществ мы выделили следующие моменты:

  • существенный экономический эф- фект;
  • значительное сокращение организационных и прочих затрат на привлечение долгового финансирования с рынка;
  • положительный имидж для компании, впервые в России получившей законную льготу в виде налогового кредита.

В то же время мы выделили сложности и недостатки этого шага:

  • большие затраты времени на оформление документов, доказывание правомерности притязаний на налоговый кредит, ожидание решения чиновников и оспаривание их отказов;
  • отсутствие сложившейся практики предоставления такого кредита, что не позволяет получать его в автоматическом режиме и опираться на положительные судебные прецеденты при неправомерном отказе.

Налоговики затормозили процедуру уже на начальном этапе

Чтобы получить инвестиционный налоговый кредит, нам прежде всего предстояло выбрать способ обеспечения своих обязательств по его возврату. Напомню, что такой гарантией может быть либо залог имущества (ст. 73 НК РФ), либо поручительство (ст. 74 НК РФ).

Наиболее дешевым и необременительным в плане оформления способом обеспечения представлялась гарантия третьего лица. Так как в отличие от весьма дорогой банковской гарантии дружественный холдинг с миллиардными оборотами готов был оказать нам эти услуги бесплатно.

Кредитные учреждения за свои услуги просили порядка 5 процентов от гарантируемой суммы, что сильно снижало экономический эффект. При этом замена поручительства третьего лица на банковскую гарантию не давала никакой уверенности в том, что это каким-то образом поможет получить кредит.

Следовательно, первым делом нужно было собрать соответствующие документы и заключить договоры поручительства с региональными управлениями ФНС России по местонахождению наших структур. Согласно действующему порядку, для оформления договора поручительства заинтересованное лицо и поручитель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган. Результаты рассмотрения заявлений налоговый орган должен сообщить указанным лицам в течение семи рабочих дней после получения всех документов (абз. 1 п. 23 приказа ФНС от 28.09.10 № ММВ-7-8/[email protected]).

Почти все предприятия нашей группы компаний приняли участие в процессе заключения договоров поручительства с региональными УФНС. Однако абсолютно по всем заявлениям во всех регионах мы получили отказ. Обеспечение в виде поручительства крупного строительного холдинга налоговиков не устроило. Они единодушно сочли, что эта респектабельнейшая компания не сможет погасить наши обязательства в случае, если у заемщика возникнут финансовые проблемы с возвратом инвестиционного налогового кредита.

Читайте так же:  Как проверить на юридическую чистоту квартиру при покупке

При этом формальным поводом для отказа стало отсутствие тех или иных документов, которые подтверждали бы финансовую состоятельность поручителя. Или же якобы устаревшие данные таких документов. Отмечу, что Налоговый кодекс не содержит закрытого перечня документов, которыми поручитель мог бы подтвердить свое прочное финансовое положение. Все это позволяет чиновникам выдумывать причины для отказа.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Естественно, мы изначально ожидали такой реакции налоговиков, но были готовы идти до конца. Поэтому все без исключения отказы обжаловали в судебном порядке. Мы требовали от судов обязать УФНС по соответствующему региону заключить договор поручительства в принудительном порядке, так как все требования для этого мы со своей стороны выполнили.

Но обжалование отказов УФНС в судах в целом не принесло положительного результата. Первоначально в двух регионах суды встали на нашу сторону, но затем вышестоящие инстанции такие решения отменили.

Суды аргументировали правоту налоговиков тем, что Гражданский кодекс РФ декларирует свободную волю сторон при заключении договора поручительства. То есть если УФНС не верит в добросовестность поручителя ввиду отсутствия каких-то документов, ее подтверждающих, то никто не вправе заставить его заключить с ним договор.

Это странно, так как в данном случае при оценке возможности заключить договор поручительства нужно было руководствоваться нормами Налогового, а не Гражданского кодекса. Они для целей получения инвестиционного налогового кредита являются специальными. Более того, обязывают заключить договор, если все условия поручителем и заемщиком выполнены. Принцип свободы договора в данном случае неприменим.

ФНС не проявила никакой заинтересованности в ведении переговоров

Таким образом, наш путь к инвестиционному налоговому кредиту прервался на первом же этапе. Тогда как мы изначально все-таки надеялись добраться до прямых официальных переговоров с чиновниками ФНС и судебных разбирательств по поводу отказа предоставить кредит уже с центральным аппаратом налоговой службы.

Нужно сказать, что в целом намерение получить инвестиционный налоговый кредит и региональные, и федеральные налоговики расценили как попытку уклониться от уплаты налогов. При этом попытка провести хоть какие-нибудь переговоры с чиновниками из ФНС России также успехом не увенчалась. На все письма мы получали формальные отписки, целиком состоящие из цитат Налогового кодекса и приказов Федеральной налоговой службы.

Как при таком отношении можно выработать взаимоприемлемые позиции сторон и условия договора, для нас осталось тайной. Ведь мы готовы были обсуждать любые требования налоговиков, начиная от замены обеспечения по кредиту и заканчивая процентной ставкой и сроками. Однако ни малейшей заинтересованности вести переговоры фискальное ведомство не проявило.

После личного общения с некоторыми работниками ФНС и Минфина я пришел к выводу, что основная проблема состоит в том, что нормы Налогового кодекса об инвестиционном налоговом кредите на текущий момент налоговиков ни к чему не обязывают. Ни региональных, ни федеральных. Отказ или согласие они могут давать исключительно по собственному усмотрению. Причем очевидно, что выдача таких кредитов даже нескольким налогоплательщикам создаст для контролеров дополнительные сложности, связанные с администрированием подписанных соглашений. А лишняя работа для чиновников в тягость. Именно поэтому данные нормы фактически не работают на практике.

В результате нам пришлось отказаться от перспективы получения инвестиционного налогового кредита и обратиться к другим механизмам получения отсрочки уплаты налога на прибыль. К тем, которые не зависят от усмотрения налоговых органов, но при этом абсолютно бесплатны и законны. Но это уже совсем другая история.

Как известно, одной из функций налоговой системы является регулирующая. Реализуется она, в том числе, через систему льгот, в которую входит инвестиционный налоговый кредит. Давайте разберемся с условиями предоставления инвестиционного налогового кредита.

Понятие налогового кредита было введено в Российское законодательство еще в 1996 году. Изначально существовали отдельно как налоговый, так и инвестиционный налоговый кредит, однако позднее налоговый кредит был упразднен и остался только инвестиционный.

Инвестиционный налоговый кредит, это отсрочка уплаты налога на прибыль, региональных и местных налогов. Схема его работы такая:

  1. Организации предоставляется инвестиционный налоговый кредит в определенном размере.
  2. По итогам отчетных и налоговых периодов эта компания исчисляет налог на прибыль по общим правилам.
  3. В бюджет уплачивается уменьшенная сумма до тех пор, пока общая сумма неуплаченного налога не сравняется с размером предоставленного кредита.
  4. На весь не перечисленный в бюджет остаток налога предприятие начисляет и уплачивает проценты.
  5. Организация погашает сумму кредита и процентов в соответствии с утвержденным графиком платежей.

Уполномоченным органом по утверждению практического порядка и принятию решений о выдаче кредита является Федеральная налоговая служба, а региональные власти могут устанавливать условия предоставления отсрочек в части налогов, поступающих в бюджеты субъектов РФ.

Читайте так же:  Яндекс такси сняли деньги с карты

Скачайте полезные документы:

Условия предоставления инвестиционного налогового кредита регулируются статьями 66–68 Налогового кодекса, которыми установлен ряд ограничений, а именно:

  • текущий платеж по налогу может быть уменьшен не более чем в два раза;
  • общая сумма накопленного кредита за налоговый период не должна превышать половины суммы налога, исчисленного за этот период;
  • процентная ставка за пользование отсрочкой должна быть не менее половины и не более трех четвертей ключевой ставки Банка России;
  • наличие обеспечения со стороны получателя в виде залога, поручительства или банковской гарантии;
  • инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного до пяти лет, в отдельных случаях возможно его увеличение до десяти лет.

Законодательство установило закрытый перечень видов деятельности, по которым возможно получение отсрочки уплаты налогов. Размер кредита также зависит от основания, по которому он выдается.

В случае осуществления капитальных вложений в проведение научно-исследовательских работ, техническое перевооружение и повышение энергоэффективности производства, мероприятия по защите окружающей среды, или в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, размер кредита может достигать полной стоимости приобретенного оборудования или капитальных вложений, при условии, что они используются исключительно для указанных целей.

Если предприятие ведет инновационную деятельность, создает новые виды сырья и материалов, выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона, или государственный оборонный заказ, то размер кредита определяется соглашением сторон договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Если же организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития и действует в рамках соответствующего федерального закона, то инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен в размере капитальных вложений в приобретение, создание и модернизацию имущества, используемого в инвестиционных проектах. Это единственный случай, когда срок кредита может достигать десяти лет.

Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита

Если у предприятия имеются основания для получения кредита, надо подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита в Федеральную налоговую службу. Заявление на получение инвестиционного налогового кредита составляется по примерной форме, установленной приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/[email protected], должно содержать обязательство об уплате процентов за пользование кредитом, и к нему должны быть приложены:

  1. Документальные подтверждения оснований для получения инвестиционного налогового кредита.
  2. Документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость оборудования.
  3. Бизнес-план инвестиционного проекта.
  4. Заявление поручителя или банковская гарантия (при наличии).

Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней, после чего, в случае положительного решения предприятие и налоговая служба заключают договор об инвестиционном налоговом кредите. Этот договор является главным документом, определяющим все существенные условия предоставляемой отсрочки уплаты налогов, в нем указаны:

  • основания для предоставления налогового кредита,
  • сумма и срок кредита;
  • налог, по которому предоставлена отсрочка;
  • конкретный порядок уменьшения налоговых платежей;
  • процентная ставка;
  • график платежей по погашению кредита и процентов;
  • вид обеспечения: поручительство, залог или гарантия банка;
  • запрет в течение всего срока договора на какое-либо отчуждение, включая продажу и передачу во временное пользование другим лицам, имущества, приобретение которого стало основанием для получения кредита;
  • ответственность сторон за соблюдение условий договора.

Если обеспечением является залог, то дополнительно к основному договору заключается договор залога. Все документы на обеспечение: договор залога, поручительство, банковская гарантия – подлежат регистрации в Федеральной налоговой службе. Копию договора об инвестиционном налоговом кредите необходимо предоставить в Налоговую инспекцию по месту учета предприятия в течение пяти дней после его подписания.

Вот еще полезные статьи:

Может показаться, что предоставление бизнес-плана вместе с заявлением на налоговый кредит является формальным требованием. Однако, это не так, и качество бизнес-плана во многом определяет решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Необходимо продемонстрировать экономический эффект, который будет достигнут посредством осуществляемых капитальных вложений. Какую выгоду получает налогоплательщик от реализации данного инвестиционного проекта? Какую роль играет в этом инвестиционный налоговый кредит? Ответы на эти вопросы должны быть раскрыты в бизнес-плане с указанием реально достижимых показателей.

Государство, в лице налоговой службы, как и любой заимодавец, заинтересовано в получении отдачи от реализации данного проекта. Этот эффект может выражаться в увеличении поступлений в бюджет, создании дополнительных рабочих мест или решении других социально-экономических проблем.

Например, при вводе в эксплуатацию производственного комплекса по переработке автошин устраняется необходимость их захоронения, что значительно снижает уровень загрязнения окружающей среды. Вырабатываемая при утилизации энергия позволит на 30% сократить энергопотребление основного производства. Кроме того, получающееся в процессе переработки сырье имеет самостоятельные рынки сбыта, что позволит увеличить выручку на 18%, а, значит, увеличит поступления НДС в бюджет. При этом создается 150 рабочих мест с соответствующим ростом отчислений в страховые фонды.

Для подготовки документа можно использовать требования к оценке инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государственного бюджета, или обратиться в специализированные агентства, имеющие соответствующий опыт работы с финансовыми и налоговыми органами региона.

К составлению подтверждающих и обеспечительных документов стоит отнестись со всей серьезностью, так как в большинстве случаев предоставление инвестиционного налогового кредита является правом, а не обязанностью налоговых органов. Его предоставление обязательно только для резидентов зоны территориального развития, которые ведут свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации…».

Читайте так же:  Кредит на открытие малого бизнеса с нуля

Одна и та же организация может иметь одновременно несколько договоров инвестиционного кредита, а их наличие не является основанием для отказа в заключении следующего. Основаниями для отказа являются следующие обстоятельства:

  • возбуждение или производство по уголовному делу о налоговых правонарушениях в отношении организации или ее руководителя;
  • возможность сокрытия налогооблагаемого имущества, либо намерение руководителя предприятия-заявителя выехать за рубеж на постоянное место жительства;
  • наличие нарушений по аналогичным кредитным договорам в течение предыдущих трех лет.

Еще одним важным условием является осуществление инвестиций, то есть имущество может быть только приобретено в собственность, и не может быть никому ни передано, ни продано, ни подарено, ни каким-либо другим образом отчуждено от получателя налогового кредита. По этой причине приобретение оборудования в лизинг не позволит воспользоваться данной льготой (см. также быстрый способ оценить, что выгоднее: лизинг или кредит ). По сложившейся практике арбитражные суды считают договор лизинга договором аренды, в котором собственником имущества является лизингодатель. Поэтому лизингополучатель даже при соблюдении всех остальных условий получит отказ в предоставлении отсрочки.

Стоит иметь в виду, что у Субъектов РФ есть право на своем уровне принимать решения по предоставлению инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в региональный бюджет, а также по региональным и местным налогам. В пределах своих полномочий они могут устанавливать другие условия, отличные от норм Налогового кодекса, в том числе по срокам и процентным ставкам для инвестиционных налоговых кредитов по этим налогам.

Исходя из условий предоставления инвестиционного налогового кредита следует, что эта форма стимулирования предназначена скорее для крупных предприятий с полностью прозрачной системой учета и расчетов по налогам. Для них эта возможность может быть очень интересной, особенно, если законодательно установленные требования о целевом характере инвестиций соответствуют планам развития предприятия.

Получение инвестиционного налогового кредита равносильно пополнению оборотных средств по ставке около 7% годовых на осуществление проектов по выходу на новый рынок или переоснащение производства, приведение его к современным стандартам энергетической эффективности. В данном случае нет поступлений на счета, как при банковском кредите, но происходит сокращение оттока средств на уплату налога на прибыль, которое для некоторых предприятий может достигать сотен миллионов рублей в год. Если учесть разницу в процентных ставках, предлагаемых банками, то привлекательность такого решения становится очевидной.

При этом следует помнить, что договор об инвестиционном налоговом кредите налагает достаточно высокую ответственность на его получателя. Изменить условия в дальнейшем практически невозможно, при этом досрочно прекратить действие договора по инициативе заемщика можно только после досрочной и полной уплаты всей суммы налога и всех начисленных за это время процентов. Налоговые органы могут по своей инициативе расторгнуть договор налогового кредита в случае нарушения заемщиком его условий. В таком случае заемщик должен в течение 30 дней уплатить всю оставшуюся сумму задолженности по налогам вместе с начисленными процентами.

Инвестиционный налоговый кредит объединяет в себе налоговую льготу и кредитные отношения. Можно сказать, что каждый отчетный период предприятие на возвратной и платной основе получает очередной транш в размере половины текущих платежей по налогу на прибыль, а затем возвращает его в соответствии с заранее утвержденным графиком платежей. При этом налогоплательщик, выступающий в роли заемщика, предоставляет дополнительное обеспечение своих налоговых обязательств.

Эта форма стимулирования инвестиций в новые отрасли и социально значимые проекты может быть востребована крупными производственными предприятиями, составляя серьезную конкуренцию банковскому кредитованию (см. также, как оценить инвестиционный проект ). При наличии оснований и тщательной подготовке документов инвестиционный налоговый кредит может быть доступен и предприятиям среднего бизнеса.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

“Практическая бухгалтерия”, 2007, N 10

При определенных условиях фирма вправе отсрочить исполнение своей обязанности перед бюджетом, взяв инвестиционный налоговый кредит (ИНК). В статье речь пойдет о том, кто и на каких основаниях может его получить.

Порядок и условия предоставления, а также основания и порядок прекращения действия инвестиционного налогового кредита регулируются ст. ст. 66, 67, 68 Налогового кодекса, а также иными нормативными документами. Основные “инвестиционные” моменты показаны в таблице 1.

Таблица 1. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Для чего же фирмам нужен “инвестиционный” кредит? Он дает право уменьшать платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Так, в течение определенного срока фирма уменьшает платежи по налогу, а потом поэтапно выплачивает сумму кредита и проценты по нему (п. 1 ст. 66 НК РФ).

Читайте так же:  Работа на севере проходчиком

Для получения инвестиционного налогового кредита фирма должна представить УФНС:

  • заявление с просьбой о предоставлении ИНК;
  • справку налогового органа по месту своего учета об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, определенных в п. 1 ст. 62 Налогового кодекса (например, в отношении фирмы возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах);
  • справку налогового органа по месту своего учета о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам;
  • копию устава (учредительного договора, положения) и внесенных в него изменений;
  • баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства.

Полный список документов, которые необходимо представить для получения ИНК, перечислен в Приказе ФНС России от 21 ноября 2006 г. N САЭ-3-19/[email protected] Там же изложен список дополнительных документов, которые нужно сдать по различным основаниям на получение ИНК.

Все представленные документы должны быть в действующей редакции (до истечения одного месяца со дня подписания). Их необходимо направить в УФНС по местонахождению фирмы-заявителя на получение ИНК. Если произошли какие-либо изменения после отправки документов, о них необходимо сообщить в УФНС в семидневный срок и представить документы с учетом изменений.

Схема принятия решения о выдаче ИНК

Процедура рассмотрения заявления на получение ИНК показана на вышеуказанной схеме.

Это важно. На время рассмотрения заявления на получение ИНК фирма вправе подать ходатайство о временном приостановлении уплаты задолженности по налогу. УФНС рассматривает его в течение 10 дней. О своем решении УФНС уведомляет налогоплательщика и налоговый орган по месту его учета в трехдневный срок.

Так, общий срок для рассмотрения и принятия решения ФНС о предоставлении/непредоставлении кредита не должен превышать одного месяца со дня получения заявления от налогоплательщика.

Процесс получения инвестиционного налогового кредита

Организационно процесс получения и использования инвестиционного налогового кредита подразделяется на следующие этапы:

  • – подготовка бухгалтерской отчетности к получению кредита, включающая улучшение структуры баланса, погашение задолженности по налогам и прочим бюджетным платежам;
  • – разработка бизнес-плана и сбор необходимых документов;
  • – представление заявления с приложениями уполномоченному госоргану;
  • – согласительные процедуры по проектам документов, согласование параметров бизнес-плана и размера кредита (в среднем 2 месяца);
  • – подписание инвестиционного договора с условиями о налоговом кредитовании;
  • – извещение налогового органа об изменениях в структуре налогового учета и налогообложения;
  • – формирование раздельного налогового учета объектов инвестирования;
  • – периодические контрольные процедуры на стадии исполнения бизнес-плана.

Инвестиционный налоговый кредит является самой сложной формой изменения срока уплаты налога.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст. 66 НК РФ).

С экономической точки зрения этот вид налогового кредита — форма бюджетного участия (кредитования) в отдельных приоритетных с точки зрения государства инвестиционных программах организаций. Это основное отличие от отсрочки (рассрочки) или налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется только по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам вне зависимости от вида налога (транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, земельный налог).

Круг оснований, по которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, отличается от оснований, предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки или налогового кредита (рис. 1).

Изображение - Схема получения инвестиционного налогового кредита proxy?url=https%3A%2F%2Fvuzlit.ru%2Fimag_%2F19%2F152215%2Fimage001

Рис. 1. Основания предоставления инвестиционного налогового кредита (ст. 67 НК РФ)

По мнению Министерства финансов РФ критерием для определения размера процента служит срок, на который предоставляется кредит, например, в первые 2 года — 1/2 ЦБ; в последующие годы — 3/4 ЦБ. Порядок исчисления и уплаты процентов устанавливается договором.

Так же как и налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации только при условии заключения с ней договора о залоге имущества или оформлении поручительства. Без такого обеспечения инвестиционный налоговый кредит предоставлен быть не может.

Срок, на который может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, достаточный и составляет от одного года до пяти лет.

Пример . В 2006 г. в ООО «Тек» утвержден план покупки и дальнейшего строительства нежилого помещения с целью открытия современного магазина Тканей и щвейной фурнитуры, и было закуплено новое встроено-пристроенное помещение на стадии строительства. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения предприятия в Минфин РФ с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступающему в доход федерального бюджета. Просьба предприятия была удовлетворена, и с предприятием был заключен договор, в соответствии с которым ООО «Тек» в течение пяти лет (2006–2011гг.) уменьшало свои платежи по налогу уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступающему в федеральный бюджет, до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в бюджет в результате всех таких уменьшений, не станет равной сумме инвестиционного налогового кредита, предусмотренного договором. С этого момента ООО «Тек» будет погашать образовавшуюся у него задолженность перед бюджетом, то есть возвращать инвестиционный налоговый кредит и предусмотренные проценты.

Читайте так же:  Как проверить баланс карты возрождение все способы

Как и при налоговом кредите, предоставление инвестиционного налогового кредита производится в форме договорного правоотношения — путем заключения договора с уполномоченным органом. Договор заключается по решению уполномоченного органа, принятому по поданному организацией заявлению.

По истечении одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица уполномоченный орган должен принять соответствующее решение. В случае положительного решения уполномоченного органа с заинтересованным лицом заключается договор о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Налоговый кодекс РФ не содержит норм относительно того, в какой срок после вынесения положительного решения с заинтересованным лицом должен быть заключен договор об инвестиционном налоговом кредите. Следовательно, такой срок не должен превышать семи дней с момента вынесения положительного решения аналогично порядку, установленному применительно к заключению договора о налоговом кредите. После заключения договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита копия такого договора в пятидневный срок направляется налоговому органу по месту учета налогоплательщика.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон (ст. 67 НК РФ). Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Прекращение действия инвестиционного налогового кредита осуществляется в том же порядке, что и налоговый кредит. Некоторые различия имеют место лишь в части последствий расторжения договора.

Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого было основанием предоставления кредита, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора о кредите обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.

Изображение - Схема получения инвестиционного налогового кредита proxy?url=https%3A%2F%2Fvuzlit.ru%2Fimag_%2F19%2F152215%2Fimage002

Механизм предоставления налогового и инвестиционного налогового кредита представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Механизм предоставления налогового или инвестиционного налогового кредита

Больший срок предоставления налогового и инвестиционного налогового кредита существенно отличает эти формы изменения срока уплаты налогов от отсрочки и рассрочки.

Решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов принимает учреждение, уполномоченное по контролю и надзору в области налогов и сборов, а именно МРИ ФНС №7 по Саратовской области.

Согласно п. 4-6 статьи 67 НК РФ предоставление инвестиционного налогового кредита производится на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать:

Положения последнего абзаца п. 6 статьи 67 НК РФ позволяют налоговым органам применить к заинтересованному лицу меры налоговой ответственности, предусмотренные п. 1 ст. 126 НК РФ. В соответствии с данной нормой на налогоплательщика может быть наложен штраф в размере 50 руб. за непредставление в налоговый орган по месту учета копии договора об инвестиционном налоговом кредите (в пятидневный срок со дня его заключения).

Изображение - Схема получения инвестиционного налогового кредита 469623265
Автор статьи: Евгений Антропов

Добрый день! Меня зовут Евгений. Я уже более 5 лет работаю экономистом в крупной компании. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here