Программа инфраструктурной ипотеки

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "программа инфраструктурной ипотеки" с полным описанием возможных проблем. Все вопросы вы можете задавать в комментариях после статьи.

Изображение - Программа инфраструктурной ипотеки space-shuttle-774_960_720

Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым был утвержден долгожданный план мероприятий («дорожная карта») по развитию инструментария государственно-частного партнерства («инфраструктурная ипотека»)[1].

Дорожная карта разработана во исполнение поручения Президента РФ по итогам Петербургского международного форума и поручения Правительства России по итогам Российского инвестиционного форума «Сочи-2018».

Основная цель мероприятий, предусмотренных «дорожной картой» – создание механизмов развития финансирования, строительства и реконструкции инфраструктуры.

Формирование пула проектов, их подготовка

Часть мероприятий «дорожной карты» направлена на формирование пула наиболее приоритетных и эффективных проектов. К таким мероприятиям, в первую очередь, относится утверждение порядка создания «инфраструктурной карты» – консолидированного долгосрочного плана инфраструктурного развития России. Предполагается утверждение открытого единого реестра проектов по строительству и реконструкции и перечня «пилотных» ГЧП-проектов[2], в отношении которых подтверждена социально-экономическая эффективность.

Социально-экономический эффект будет оцениваться в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством РФ, которая будет содержать критерии отбора проектов, претендующих на получение государственной поддержки.

Также планируется актуализировать методические рекомендации Минэкономразвития России в сфере ГЧП в части создания готовых форм, моделей и алгоритмов действий, матрицы рисков и типовых проектов. Это позволит обеспечить рост качества и количества проектов путем упрощения подготовки их комплексного обоснования.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Дорожная карта» предусматривает изменения в законодательство, направленные на укрупнение проектов за счет создания механизма участия в соглашении нескольких публично-правовых образований, в том числе разных уровней власти – соответствующие изменения уже включены в законопроект, разрабатываемый Минэкономразвития («Законопроект»)[3].

Стимулирование инициации проектов инвесторами будет осуществляться за счет установления преференций для инициатора проекта в случае перехода частной инициативы в конкурс – в Законопроекте предусмотрена возможность включения в конкурсную документации обязанности по компенсации победителем конкурса расходов инициатора.

Механизмы финансирования проектов

«Дорожная карта» предусматривает разработку и утверждение актов Правительства РФ в целях создания и модернизации механизмов финансирования строительства и реконструкции инфраструктуры. Такие механизмы не только обеспечат долгосрочное планирование и финансирование, то позволят оказать поддержку проектам с наибольшим социально-экономическим эффектом и повысить доступность развития инфраструктуры в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью.

В законодательство о ГЧП будут внесены изменения, предусматривающие использование механизма софинансирования ГЧП-проектов выгодоприобретателями (пользователями) инфраструктурного объекта – пользователи инфраструктуры будут погашать кредит, предоставленный частным инвестором бюджету в рамках создания инфраструктуры за счет частных средств.

Еще одной новеллой стало внедрение процедуры параллельного конкурентного финансирования – помимо отбора частной стороны публичная сторона организует отбор потенциального кредитора, который будут финансировать проект. Данное изменение нашло отражение в Законопроекте.

Планируется также устранение препятствий для гибкого структурирования залога прав по облигациям при финансировании ГЧП-проектов – это позволит активнее привлекать внешнее финансирование через облигационные займы. Например, Законопроект предусматривает возможность выпуска частной стороной облигаций под залог ее прав без заключения прямого соглашения.

Предполагается, что указанные изменения будут способствовать активному привлечению частных средств в инфраструктурные проекты за счет повышения гарантий возвратности инвестиций и упрощения порядка запуска ГЧП-проектов.

P.S. Более подробную информацию о Законопроекте можно прочитать в нашем блоге.

[2] Здесь и далее под государственно-частным партнерством понимаются соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, концессионные соглашения.

Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity .

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Изображение - Программа инфраструктурной ипотеки 755209284927675

Правительство утвердило план мероприятий по развитию инфраструктурной ипотеки, пишет «Коммерсантъ». Сейчас общий объем частных инвестиций в развитие инфраструктуры составляет всего около 1% вложений, рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, правительство ставит задачу выйти на уровень 20%, как во многих развитых странах.

В случае финансовой поддержки к 2022 году общий объем инвестиций в инфраструктуру может достичь 4% ВВП, при этом 20% может быть привлечено за счет частных инвесторов и механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), пишет издание, ссылаясь на прогноз Национального центра ГЧП.

Утвержденный правительством план предусматривает передачу полномочий по выработке госполитики в сфере ГЧП и концессий Минэкономики (за исключением вопросов бюджетного законодательства), создание профильной правкомиссии, отбор пилотных проектов ГЧП и концессий для предоставления господдержки, говорится в публикации.

Не позднее мая ведомства должны подготовить законопроекты, предусматривающие возможность участия в концессии нескольких публично-правовых образований, а также проведение параллельного конкурентного финансирования. При этом инициатор проекта ГЧП сможет рассчитывать на преференции в конкурсе. Предполагается, что заключать концессии можно будет в отношении недостроенных объектов. Идея создания фонда инфраструктурной ипотеки, предложенная Минэкономики и оспоренная Минфином, в итоговую версию плана не вошла, уточняет «Коммерсантъ».

Нет тематического видео для этой статьи.
Читайте так же:  Ипотека для иностранцев банки условия и как оформить в 2019 году
Видео (кликните для воспроизведения).

К маю также должен появиться законопроект, в котором будут прописаны критерии реализации проекта через механизмы ГЧП и концессии. В ФАС полагают, что разница между концессиями с полным бюджетным финансированием и госзакупками должна заключаться во времени компенсации государством затрат инвестора. Так, согласно 44-ФЗ, объекты должны строиться, если деньги у государства есть на момент начала строительства, а по закону о концессиях — если оно компенсирует инвестору затраты после ввода построенного объекта в эксплуатацию, указывает издание.

Инфраструктурной ипотекой называют механизм ГЧП, при котором инвесторы вкладывают собственные средства в государственные инфраструктурные проекты, а пользователи объекта постепенно возвращают ему потраченные деньги. Идею внедрить в России инфраструктурную ипотеку для увеличения инвестиций в строительство, транспорт, энергетику, связь и другую инфраструктуру высказал президент Владимир Путин в рамках ПМЭФ-2017.

Реализация программы инфраструктурной ипотеки должна начаться к середине 2018 года. В федеральном бюджете на 2018–2020 годы на поддержку новых инвестиционных проектов в реальном секторе предусматривается около 50 субсидий с общим объемом финансирования порядка 70 млрд руб. ежегодно, заявил осенью прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев.

На прошлой неделе первый вице-премьер России Игорь Шувалов поручил ряду ведомств подготовить пилотные проекты по развитию инфраструктуры, в том числе строительству и ремонту дорог, с использованием инфраструктурной ипотеки. По данным Национального центра ГЧП, сейчас в России заключено уже более 2,5 тыс. концессий в разных отраслях и на разных условиях.

Россия должна обогнать соседние страны, не имея перед ними никаких преимуществ: ни роста внутреннего спроса, ни интереса частных инвесторов, ни увеличения государственных вложений – да еще и в условиях санкционных запретов на иностранные инвестиции

Изображение - Программа инфраструктурной ипотеки i

Россия должна обогнать соседние страны, не имея перед ними никаких преимуществ: ни роста внутреннего спроса, ни интереса частных инвесторов, ни увеличения государственных вложений – да еще и в условиях санкционных запретов на иностранные инвестиции. Такую непростую задачу поставил перед правительством президент Владимир Путин. Разработка программы по “инфраструктурной ипотеке” должна будет увеличить ВВП страны. Что такое инфраструктурная ипотека и какие цели ставит программа.

Обсуждались экзотические способы поиска денег для инфраструктурного строительства: чтобы деньги были не из бюджета и одновременно – без нормальной рыночной доходности. Такие инвестиции «из ниоткуда» и должны стать мотором для России.

Как известно, в тучные докризисные годы экономика РФ росла благодаря потоку нефтедолларов, иностранному кредитованию, растущему внутреннему спросу и увеличению госвложений. Ни один из этих факторов сегодня не работает: нефтяные доходы расти не собираются, да и внутри страны власти выбрали политику бюджетно-кредитного высушивания. Внешних инвестиций почти нет.

Изображение - Программа инфраструктурной ипотеки w925

Месяц май давно позади, но удовлетворительного плана ускорения экономики в Кремле, похоже, так и не увидели. Поэтому на совещании с ключевыми министрами Максимом Орешкиным и Денисом Мантуровым президент Владимир Путин вновь поинтересовался о главном: «Какие дополнительные меры необходимо принять… чтобы на рубеже 2020 года российская экономика вышла на темпы выше среднемировых»? И сам же назвал среди этих мер – «развитие инструментов государственно-частного партнерства для привлечения капитала в строительство и инфраструктуру, так называемая инфраструктурная ипотека», а также «развитие механизмов проектного финансирования» с возможностью создания ВЭБом «фабрики проектов».

Президент также дал поручение ускорить разработку программы «Инфраструктурная ипотека». В теории для ускорения роста ВВП в стране нужно наращивать инвестиции в инфраструктуру: транспорт, энергетику, связь. Обычно развитие инфраструктуры обеспечивает государство. Но в нынешнем бюджете чиновники этих средств не нашли и поэтому хотят привлечь частный капитал.

Однако сроки окупаемости инфраструктурных проектов, как правило, такие, что добровольно в эти проекты частный капитал не идет – доходность маленькая, а риски огромные. И вот тут-то и возникает умозрительная схема инфраструктурной ипотеки, когда все ее участники действуют не по рыночным правилам максимизации прибыли, а иначе.

При такой системе банк должен дать строителям не слишком дорогой кредит, строители должны построить инфраструктуру максимально дешево, а государство потом начнет выплачивать строителям деньги для возврата кредита из средств «выгодоприобретателей инфраструктуры», ограничившись минимальным повышением налогов и платежей. Схема для РФ является умозрительной, поскольку ни разу на практике она не применялась.

Читайте так же:  Официальный кредитный калькулятор сбербанка

Министр финансов Антон Силуанов называет инфраструктурную ипотеку модификацией частно-государственного партнерства, когда будет привлекаться частный бизнес для строительства инфраструктуры при поддержке государства в виде гарантий и потом – оплаты этой инфраструктуры по мере ее использования.

Силуанов пояснил, что использовать этот механизм предлагается не только государству, но и естественным монополиям. Как считает министр финансов РФ, инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователи объекта этот кредит постепенно погашают.

Возврат капиталовложений предлагается за счет регулярных платежей от основных выгодоприобретателей – то есть из бюджетов разных уровней или инфраструктурных монополий. При этом используется механизм госгарантий.

Как полагает руководитель аналитического центра «Деловой России» Анастасия Алехнович, в схеме инфраструктурной ипотеки очень важно соблюсти баланс интересов инвесторов и пользователей инфраструктуры, при котором повышение налогов или платежей не будет слишком обременительным. При этом она допускает, что в качестве ресурсов для банков потребуется организованная государством целевая кредитная эмиссия.

В Минэкономразвития РФ надеются, что к концу первого квартала следующего года программа инфраструктурной ипотеки будет написана и «с середины будущего года ее можно будет активно запускать.

План включает 16 позиций, направленных на создание механизмов развития строительства и реконструкции инфраструктуры в России, совершенствование законодательства в сфере государственно-частного партнёрства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов («инфраструктурная ипотека»).

План мероприятий («дорожная карта») по развитию инструментария государственно-частного партнёрства

План включает 16 позиций, направленных на создание механизмов развития строительства и реконструкции объектов инфраструктуры с привлечением частного капитала, совершенствование законодательства в сфере государственно-частного партнёрства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов («инфраструктурная ипотека»).

Планом, в частности, предусматриваются разработка порядка создания «инфраструктурной карты» и открытого единого реестра проектов по строительству и реконструкции инфраструктуры в основных отраслях, формирование перечня пилотных проектов государственно-частного и муниципально-частного партнёрства и концессий, разработка комплекса мер по обеспечению конкуренции, стимулированию применения современных технологий и снижению издержек при проектировании и строительстве.

План утверждён Председателем Правительства Д.А.Медведевым.

Программа инфраструктурной ипотеки заработает к середине 2018 года
Программу предложил разработать президент России Владимир Путин. Она направлена на увеличение инвестиций в транспорт, энергетику, связь и другую инфраструктуру

Изображение - Программа инфраструктурной ипотеки 1x1.trans

Реализация программы инфраструктурной ипотеки должна начаться к середине 2018 года. Об этом сообщает «РИА Недвижимость» со ссылкой на заявление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева.

«К середине 2018 года должна начаться реализация программы инфраструктурной ипотеки, которая направлена на увеличение объема частных инвестиций в инфраструктуру», — цитирует агентство главу правительства.

Президент Владимир Путин в рамках ПМЭФ-2017 предложил внедрить в России инфраструктурную ипотеку для увеличения инвестиций в транспорт, энергетику, связь и другую инфраструктуру. Механизм он описал так: инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит, говорится в сообщении агентства.

В федеральном бюджете на 2018–2020 годы на поддержку новых инвестиционных проектов в реальном секторе предусматривается около 50 субсидий с общим объемом финансирования порядка 70 млрд руб. ежегодно, уточнил премьер-министр. По его словам, эти ресурсы должны использоваться эффективно за счет участия Внешэкономбанка и перехода к принципам «фабрики проектного финансирования».

Введенные ограничения в закупочном законодательстве и жесткая позиция минфина по бюджетным обязательствам регионов и муниципалитетов делают невозможным применение ранее популярной модели строительства “в рассрочку”. При этом доля внебюджетных инвестиций, “законтрактованных” в концессиях и проектах ГЧП, пока не дотягивает и до 3 процентов от общего объема инвестиций в инфраструктуру в России. Ситуация подтолкнула власть к обсуждению структурной реформы на инфраструктурном рынке, которую с подачи президента окрестили “инфраструктурной ипотекой”.

Изображение - Программа инфраструктурной ипотеки sevastop_t_310x206

Часть рынка увидела в “инфраструктурной ипотеке” запрос на создание специальной структуры – аналога АИЖК в виде фонда или иного института развития. Другие восприняли это как задачу по запуску нового механизма финансирования проектов, например, за счет налоговых эффектов, как в применяемой в ряде стран модели TIF. Отдельные строительные компании считают, что запуск “инфраструктурной ипотеки” должен вернуть стройку “в рассрочку”. Минэкономразвития уже подготовило и направило в правительство комплекс мер по совершенствованию законодательства и институциональной среды в сфере ГЧП, которые должны способствовать росту частных инвестиций в инфраструктуру.

Реализация любого из подходов однозначно пойдет рынку на пользу. Однако у ряда игроков есть сомнения, позволят ли предлагаемые меры изменить ситуацию? Участники рынка ГЧП неоднократно говорили, что проблемы связаны с отсутствием качественных проектов и неготовностью публично-правовых образований предоставлять “бюджетное плечо” в виде софинасирования части затрат инвестора или гарантии минимальной доходности, без которых экономика большинства проектов не “летает”.

Читайте так же:  Как отключить автоплатеж теле2 с банковской карты

Осторожность, а иногда и принципиальная позиция органов власти не участвовать “рублем” в проектах ГЧП связана с проблемой бюджетной обеспеченности и накопленными долгами – на 1 сентября 2017 года совокупный госдолг регионов и муниципалитетов составил 2,2 триллиона рублей. Имеет место и другая проблема – не всегда собственник объекта является ключевым выгодоприобретателем и получает основные налоговые и социально-экономические эффекты от его создания, при том что основная бюджетная нагрузка ложится именно на него. Это привело к тому, что в России сформировался серьезный дисбаланс между задачами регионов по развитию инфраструктуры и ресурсами на их исполнение.

Органы власти на местах давно просят предусмотреть механизм предоставления субсидий из федерального бюджета для софинансирования региональных ГЧП-проектов, которые направлены на достижение общегосударственных целей. Такого рода поддержка регионов уже используется – собранные от системы “Платон” средства могут идти на реализацию дорожных ГЧП-проектов в регионах. Но, как показал опыт, накопленных ресурсов не хватает и на десятую часть региональных потребностей, а в других отраслях федеральная финансовая поддержка в принципе не предусмотрена.

Импульсом для запуска новых проектов может послужить использование возможностей наднациональных организаций – Евразийского банка развития, Банка БРИКС и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Главное – оказать содействие этим организациям в экспертизе предлагаемых проектов.

Изображение - Программа инфраструктурной ипотеки kurily_t_310x206

Не менее острой остается проблема нехватки бюджетных средств на непосредственную реализацию проектов. По сути, в России остался только один неиспользованный козырь – уровень суверенного долга, который до сих пор остается одним из самых низких в мире. Существующий внешний госдолг России является очень низким не только по отношению к давним историческим значениям, но и на фоне существующей мировой практики. В 2016 году суверенный долг России составил 17 процентов от ВВП, что меньше средних показателей по группам развивающихся и развитых стран.

В России уже есть пример привлечения дополнительного бюджетного финансирования для реализации инфраструктурных проектов через выпуск облигаций, приравненных по своей сути к облигациям федерального займа. Такой подход применяет в своей деятельности госкомпания “Автодор”, которая уже привлекла более 50 миллиардов рублей на исполнение своих обязательств по концессионным соглашениям в автодорожной сфере, в том числе с использованием средств ФНБ. Еще практически 200 миллиардов рублей через выпуск облигационного займа “Автодор” планирует привлечь до 2020 года.

Практика участия квазигосударственной структуры на публичной стороне для предоставления необходимого “бюджетного плеча” под федеральные гарантии поможет и при реализации региональных проектов. Не будет необходимости создавать гарантийный или иной бюджетный фонд, принимать отдельный порядок предоставления субсидий, а концепция TIF может быть реализована без реформирования существующей налоговой системы. Если такая организация будет выступать в качестве самостоятельной стороны соглашения, она также сможет претендовать и на часть “бюджетных” эффектов и выручки от реализации проекта, а также на часть имущества, созданного в рамках проекта.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере “РГ”

Программу инфраструктурной ипотеки представят осенью

Изображение - Программа инфраструктурной ипотеки 4526053

ЕКАТЕРИНБУРГ, 10 июля. /ТАСС/. Программа инфраструктурной ипотеки, нацеленной на привлечение частных инвесторов в инфраструктурные проекты в России, будет представлена осенью. Об этом заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, выступая на форуме “Иннопром”.

“Мы как раз сейчас занимаемся разработкой плана правительства по развитию инфраструктуры с привлечением частных финансовых инвесторов. Действительно, об этой программе в Санкт-Петербурге объявил президент Владимир Владимирович Путин. Программа у нас будет представлена этой осенью”, – сказал он.

Министр подчеркнул, что состояние инфраструктуры в России пока в целом остается неудовлетворительным. Кроме того Орешкин уверен, что именно инфраструктурные проблемы могут стать ограничителем экономического роста в будущем.

Он отметил, что в основном инфраструктурные проекты сейчас финансируются из федерального бюджета. При этом необходимо увеличивать количество проектов, не увеличивая дефицит бюджета. “Тренд вынужденного сокращения дефицита, связанный с ухудшением внешней ситуации, привел к тому, что государству пришлось, во-первых, сужать объемы инфраструктурных расходов и, как результат, сконцентрироваться на приоритетных инфраструктурных проектах. При этом общее качество инфраструктуры во многих местах остается неудовлетворительным”, – подчеркнул Орешкин.

Текущая система финансирования инфраструктурных проектов за счет государственного финансирования приводит к удорожанию строительства и срыву сроков, добавил министр. При этом у региональных властей нет мотивации для привлечения частных инвестиций, уверен он. Преодолению всех этих проблем поспособствует программа “инфраструктурной ипотеки”, резюмировал Орешкин.

Информационно-аналитический журнал для профессионалов

А.М. Воротников. Инфраструктурная ипотека – новый механизм финансирования

Изображение - Программа инфраструктурной ипотеки vorotnikov-thumb-1-569x357

Инфраструктурная ипотека – новый механизм финансирования

В августе этого года появился важнейший документ, определивший развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2025 года. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2017 года № 1064 утверждена новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Читайте так же:  Оплата госпошлины за паспорт

Изображение - Программа инфраструктурной ипотеки vorotnikov-thumb

Доцент РАНХ и ГС, заместитель директора ООО «Системный Консалтинг»

Александр Михайлович Воротников

Программа продлена до 2025 г. и включает в себя три подпрограммы:

 «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации».

 «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике».

 «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации».

Основным направлением реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» (ГП АЗРФ) станет формирование так называемых «опорных зон развития» (ОЗР). Такой подход позволит сформировать благоприятные условия для реализации крупных инфраструктурных проектов в Арктике, значительно интенсифицировать судоходство по трассам Северного морского пути, провести системную модернизацию транспортной и иной инфраструктуры, создать объекты обеспечения безопасности и связи в портах, и в итоге оказать положительное влияние на социально-экономическое развитие арктических субъектов России.

Законодательное определение ОЗР на сегодняшний день отсутствует, и дать его должен новый федеральный закон «О развитии Арктической зоны РФ», без принятия которого исполнение ГП АЗРФ невозможно. В настоящее время под ОЗР понимают проекты планирования и обеспечения комплексного развития арктических территорий для достижения стратегических интересов Российской Федерации в Арктике с применением всего комплекса действующих инструментов и механизмов государственной поддержки. В основе проекта «опорной зоны» будут находиться проекты создания и развития минерально-сырьевых центров (МСЦ). А самое главное, должен быть применен проектный подход, территориальное развитие должно идти по проектному принципу через взаимоувязку всех «отраслевых» мероприятий на этапах планирования, целеполагания, финансирования и реализации, что позволит сократить все виды затрат и издержек.

ГП АЗРФ в настоящее время выделено восемь ОЗР. Для каждой опорной зоны предусмотрена своя специализация:

Реализация таких масштабных проектов требует привлечения серьезных финансовых ресурсов. И естественно, реализация этих крупных проектов требует определенных мер государственной поддержки, например, таких как: механизмы государственно-частного партнерства и концессии, государственные гарантии, специальные инвестиционные контракты, капитальные гранты и прямые субсидии, налоговые льготы и возвратное налоговое финансирование.

Однако в настоящее время существуют ограниченные возможности для финансирования крупных инфраструктурных проектов. Это связано с замораживанием финансирования новых инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния, слабой реализации программы проектного финансирования ЦБ и прекращения финансирования проектов в России за счет средств Европейского банка реконструкции и развития Правительство начало поиск новых способов реализации инфраструктурных проектов.

Президент России Владимир Путин на пленарном заседании XXI Петербургского международного экономического форума предложил внедрить, новый для России механизм «инфраструктурной ипотеки» для инвесторов. По итогам форума Президентом был дан ряд поручений Правительству РФ, которые должны стимулировать запуск «инфраструктурной ипотеки».

В настоящее время, Минэкономики России готовит предложения по реализации «инфраструктурной ипотеки» в РФ.

В экономике под ипотекой, понимается залоговое кредитование, при котором право распоряжаться предметом залога остается у должника (кредитополучателя). И поэтому, в случае реализации проекта «инфраструктурной ипотеки» частный инвестор сможет прокредитовать проект по строительству дороги или моста, или другого инфраструктурного проекта, получая гарантированный ежегодный доход.

Возврат капиталовложений частных инвесторов в проекты предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов. Такая «инфраструктурная ипотека» позволит реализовывать крупные проекты с привлечением платежей пользователей и частных инвесторов. Таким образом, инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит.

Следует отметить, что действующее законодательство о государственно-частном партнерстве и концессиях уже предполагает покупку инфраструктуры в кредит. Важно то, что объект строится не тогда, когда заложены деньги в бюджет на его строительство. А строится на деньги инвесторов, если это необходимо для государства, в кредит, который потом погашается в течение определенного времени. А время − это срок окупаемости этого объекта. Это выгодно инвесторам.

Однако данная схема отличается от классической концессии по закону ФЗ-115, и запуск инструмента «инфраструктурной ипотеки» потребует внесения поправок в закон о концессиях. Хотя схема «инфраструктурной ипотеки» близка схеме «концессии с платой концедента». Например, могут быть такие новации, как наличие нескольких концедентов, а также пользователей, которым нужен этот объект. Например, федеральный и региональный бюджеты, инфраструктурные и частные компании, их пул будет ежегодно платить за пользованием инфраструктурным объектом.

Для обеспечения платежей по «инфраструктурной ипотеке» необходимо использовать механизм государственных гарантий. Привлечение государственных гарантий возможно в тех случаях, когда проект представляет особый интерес для экономики государства: градообразующие предприятия, инновационные проекты, ресурсные и инфраструктурные проекты. Ликвидность государственных гарантий в настоящее время практически не вызывает сомнений и неуклонно увеличивается. В свою очередь привлечение такого вида гарантий позволит снизить стоимость привлекаемых под проект ресурсов и повысит привлекательность проекта.

Читайте так же:  Ипотека в странах балтии для россиян

В Основных направлениях долговой политики на 2017–2019 гг., Минфин предлагает выделить на госгарантии 190,1 млрд в 2017 г., и в следующие два года, соответственно, 133,5 млрд и 119,7 млрд руб. Наличие государственных гарантий в проектах «инфраструктурной ипотеки» повышает их привлекательность для участия в них, как инвесторов, так и кредиторов, а также снижает риски по возврату капитальных вложений. Наличие государственных гарантий позволит активно использовать в проектах «инфраструктурной ипотеки» синдицированное кредитование. Синдицированный кредит представляет собой публичную форму долгового финансирования с участием двух или более кредитных организаций (синдикат кредиторов) участвующих в данной сделке в определенных долях, в рамках одного кредитного соглашения. В настоящее время, синдицикация кредитов в РФ законодательно не регулируется и производится отдельным договором российского банка и компании, или же по английскому праву, если в сделке участвуют иностранные банки.

В настоящее время, в Государственной Думе готовятся поправки в закон о банках и банковской деятельности, которые позволят выдавать синдицированные кредиты по российскому праву. Изменения готовятся в несколько федеральных законов: в закон о банках и банковской деятельности и в закон о Внешэкономбанке, что позволит ему активно участвовать в синдикации кредитов. Эти изменения в законодательстве позволят использовать в финансировании проектов «инфраструктурной ипотеки» различные финансирующие организации (государственные и частные банки, российские и зарубежные, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, российские и иностранные институты развития и т.д.).

Для повышения устойчивости проектов «инфраструктурной ипотеки необходимо активно использовать механизм секьюритизации. Как органы власти, так и частные инвесторы могут выпускать инфраструктурные облигации для реализации конкретных проектов, и через секьюритизацию обязательства по их погашению, возможно выделение в отдельную, защищенную строку бюджета. Такой инструмент наиболее близок к механизму ипотеки и активно применяется, например, в США в инфраструктурных проектах.

Механизм инфраструктурной ипотеки должен реализовать сложную задачу – по возможности стандартизировать проекты, что облегчит подключение механизмов рефинансирования этих стандартных проектов, их упаковки в «портфели» и далее их секьюритизации. Именно в этом и будет решающая роль «фабрики проектного финансирования», которая создается на основе Внешэкономбанка. Схема работы «фабрики проектного финансирования» предполагает несколько этапов: центр компетенции Внешэкономбанка проводит маркетинговый анализ и помогает в создании бизнес-модели, центр структурирования формирует оптимальную структуру сделки и механизм синдикации, центр мониторинга следит за исполнением кредитного соглашения и ситуацией на рынке, помогает в актуализации финансовой модели и бизнес-плана. Внешэкономбанк будет структурировать проекты по уровню риска.

Например, под любой из них могут быть выпущены облигации разного старшинства: выпуски с низким риском и низкой доходностью (старшие) и с более высоким риском, но и более высокой доходностью (младшие). В случае проблем с погашением купонов первыми страдают держатели высокодоходных бумаг. Таким образом, риски наиболее консервативных инвесторов будут защищены. Причем если консервативные инвесторы все же посчитают риск не реализации проекта очень высоким, им может быть предоставлена государственная гарантия.

Таким образом, «фабрика проектного финансирования» будет отвечать за три задачи: отбор проектов и их подготовка, структурирование проекта и его мониторинг. Цель − привлечь максимально широкий круг инвесторов − банки, пенсионные фонды и др.

У Внешэкономбанка здесь будет роль Европейского банка реконструкции и развития. Это в основном консалтинг, структурирование и мониторинг. Задача фабрики − доводить все предложения от уровня «сырых» бизнес-идей до уровня прибыльных проектов.

Таким образом, исполнение поручений Президента России позволит создать в стране комплексную систему реализации инвестиционных проектов с использованием такого механизма, как «инфраструктурная ипотека». Это сделает возможным реализацию важнейших инфраструктурных проектов в АЗРФ необходимых для создания и развития ОЗР в Арктике. Актуальная задача на сегодня – совместно с ВЭБ отбор и претворение в жизнь пилотных проектов в АЗРФ с использованием инфраструктурной ипотеки.

Изображение - Программа инфраструктурной ипотеки 469623265
Автор статьи: Евгений Антропов

Добрый день! Меня зовут Евгений. Я уже более 5 лет работаю экономистом в крупной компании. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.2 проголосовавших: 158

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here