Какие изменения коснутся банков в россии

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "какие изменения коснутся банков в россии" с полным описанием возможных проблем. Все вопросы вы можете задавать в комментариях после статьи.

Количество российских банков, располагающих лицензией ЦБ РФ на сегодня в 2018 году

Изображение - Какие изменения коснутся банков в россии %D0%A1%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%20%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%202018

Актуальная информация на 2019 год доступна в статье по этой ссылке.

Банковский сектор России в течение последних пяти лет претерпел значительные изменения. Причем это касается не только предоставляемых кредитными организациями услуг, но и численности участников системы. Например, если на начало 2013 года профильной лицензией ЦБ РФ располагало чуть менее девятисот коммерческих структур, то на сегодняшний день в 2018 году это число сократилось почти в два раза. Поэтому мы рассчитали, сколько банков в России на данный момент, а также оценили динамику сокращения рынка за прошедшую часть текущего года и в период 2013-2018 гг.

Количество действующих банков в России на сегодняшний день 2018 года

На сегодняшний день 2018 года в России насчитывается 442 действующих банка.

Чтобы определить, сколько банков в России на сегодняшний день располагают лицензией ЦБ РФ, необходимо использовать две составляющие. Это обусловлено правилами предоставления информации на официальном сайте регулятора. Данные о численности действующих кредитных организаций публикуются раз в месяц. Соответственно, опираться придется на количество банков на первый день последнего месяца, а также перечень коммерческих структур с отозванной лицензией.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Так, по последним данным ЦБ РФ, которые предоставляет официальный сайт регулятора, на 1 декабря 2018 года в Российской Федерации насчитывается 448 кредитных организаций, располагающих профильной лицензией. За прошедшую часть декабря крайняя мера применена к трем банкам – Златкомбанку, Донхлеббанку и Руссобанку. Еще у трех (Экономикс-Банк, Си Ди Би Банк и Рунэтбанк) аннулированы лицензии. Таким образом, вычитая 6 банков из общего числа на начало декабря, получается, что на сегодня в России действует 442 рассматриваемых кредитных организации.

Важно учитывать две детали. Первая – вышеуказанная информация касается исключительно банков. Небанковские кредитные организации (НКО) не учитываются. Хотя, являются участниками банковского сектора России. Поэтому при выходе коммерческой структуры с рынка она может занимать, например, 490 место по объему собственных активов, так как данный рейтинг включает в себя не только банки, но и НКО.

Вторая – причины изменения количества игроков. Они не ограничиваются исключительно отзывом лицензий. Уменьшение может быть спровоцировано аннулированием лицензии (выполняется по собственной инициативе кредитной организации) или реорганизацией в форме присоединения к другой коммерческой структуре. Увеличение количества финансовых учреждений происходит за счет выдачи новой лицензии или изменения статуса НКО на банк.

Динамика численности участников банковского сектора за 2013-2018 гг

Как и указывалось выше, за последние пять-шесть лет количество представителей рынка банковских услуг в России значительно сократилось. В первую очередь, из-за массовых отзывов лицензий. Процесс чистки начался с приходом нового Председателя ЦБ РФ – Эльвиры Набиуллиной.

Максимально быстро рынок сокращался в 2015 и 2016 годах. В каждом из периодов уменьшение количества кредитных организаций превышало сто представителей. Если говорить более точно, то на 102 и 106 банков соответственно. С 2017 года темпы данного процесса значительно замедлились.

Можно отметить, что на протяжении прошедшей части текущего года сокращение рынка было планомерным. То есть без резкого увеличения вышедших игроков. В некоторых месяцах, как раз наоборот, наблюдается замедление процесса. Поэтому данная диаграмма только подтверждает, что уменьшение количества действующих банков значительно сократилось.

“Управление в кредитной организации”, 2013, N 4

В связи с вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 146-ФЗ коммерческие банки в значительной степени должны будут пересмотреть как технологические процессы, так и системы управления рисками и капиталом в соответствии с законодательными нормами. В чем заключаются изменения в части требований к транспарентности кредитных организаций, совершенствованию управления и регулированию рисков и какова их роль в повышении устойчивости банковской системы?

М.Ю. Мусиец, рейтинговое агентство “Эксперт РА”, заместитель руководителя отдела рейтингов кредитных институтов

К наиболее значимым поправкам в законодательство, введенным Федеральным законом от 02.07.2013 N 146-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 146-ФЗ), можно отнести введение понятий “банковский холдинг” и “банковская группа”, определение сферы ответственности совета директоров (наблюдательного совета), ужесточение подхода к контролю над деловой репутацией собственников банка и его руководителей. Кроме того, сфера влияния Банка России будет распространяться на внутреннюю политику банков: регулятор получил право сокращать или отменять выплаты руководителям банка, согласовывать применяемые кредитными организациями методики управления рисками, ограничивать величину процентной ставки по вкладам и т.д.

Ужесточается подход при определении связанных сторон: с 1 января 2015 г. в этом отношении будут использоваться более жесткие нормы МСФО, которые позволят снизить реальные объемы кредитования связанных сторон. Максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) составляет теперь 20% капитала банка (ранее составлял 25%). Более того, Комитет банковского надзора Банка России будет вправе на основании мотивированного суждения принять решение о признании лица связанным с кредитной организацией.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вступление в силу Закона N 146-ФЗ позволит существенно повысить ответственность должностных лиц банка, информационную прозрачность банковского сектора, снизит риски кредитования связанных с банком сторон. Уровень управления рисками в банках уже сейчас выше, чем в других сегментах финансового сектора России. Необходимость согласовывать с регулятором методики управления рисками не потребует от большинства банков модернизации документов, а лишь задаст минимальную планку по их качеству и проработанности.

Е.А. Чемова, КПМГ в России и СНГ, департамент по оказанию аудиторских услуг в финансовом секторе, старший менеджер

За время, прошедшее после финансового кризиса 2008 – 2009 гг., многие его негативные последствия преодолены, но новые тревожные сигналы свидетельствуют о возможности второй кризисной волны. Так, Банк России неоднократно выражал свою обеспокоенность низким уровнем транспарентности банковской системы, а также высокими рисками, связанными с осуществляемыми банками операциями.

Читайте так же:  Онлайн-калькулятор кредитной карты банка втб 24

Система управления рисками и капиталом является основополагающей в банковской деятельности. Недавние события, связанные с отзывом лицензий у ряда российских банков, выявили недостатки существующей системы управления рисками и капиталом как на этапе принятия риска, так и на этапе его контроля. Это побудило регулятора ужесточить требования:

  • к системе управления рисками и капиталом и внутреннему контролю в банках с точки зрения их соответствия характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков;
  • к раскрытию информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом в финансовой отчетности.

Одно из главных отличий МСФО от РПБУ заключается в том, что МСФО основаны на принципах, в то время как РПБУ – это правила. Последние годы Банк России проводит последовательную политику по сближению РПБУ и МСФО. Примером может служить определение группы связанных заемщиков, в котором дается прямая ссылка на МСФО в отношении контроля и существенного влияния.

Наличие значительного объема операций со связанными сторонами является особенностью российских банков. Такие операции подвергают банковскую систему высоким рискам, что делает ее неустойчивой и может привести к снижению уровня доверия со стороны юридических и физических лиц. В результате Банк России обязал кредитные организации с 1 января 2015 г. соблюдать еще один обязательный норматив: максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц), ограничивающий объем активных операций банка со связанными сторонами. В настоящее время банки должны соблюдать норматив Н6 “Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков”, поэтому введение норматива на активные операции со связанными сторонами в большей степени является дополнительным требованием по раскрытию информации, нежели дополнительным ограничением. Данное нововведение является очередным шагом регулятора, направленным на минимизацию рисков российской банковской системы.

А.И. Сороко, инвестиционный холдинг “ФИНАМ”, аналитик

Ключевые изменения, введенные Законом N 146-ФЗ, – это, во-первых, снижение минимального размера сделки по приобретению контроля над отечественным банком. Ранее ограничение составляло 20%, теперь – всего лишь 10%, что в целом заметно увеличивает степень контроля регулятора за изменением структуры акционерного капитала российских кредитных учреждений.

Кроме того, у Банка России расширяются полномочия по отказу в предварительном согласовании сделки: регулятор может не одобрить сделку, если кредитная организация имеет стратегически важное значение для Российской Федерации или у заявителя “неудовлетворительная деловая репутация”. Также Закон N 146-ФЗ вводит определенные требования к деловой репутации лиц, занимающих ключевые управляющие посты в банковских организациях, при этом Банк России имеет право требовать замены лиц, если они не соответствуют текущим, закрепленным в Законе, квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.

У Банка России существенно увеличиваются полномочия и вместе с этим возможность влиять на банковский рынок, что должно привести к увеличению устойчивости как всего рынка в целом, так и отдельных кредитных организаций. Для российского банковского сектора это, безусловно, позитивно.

Н.Г. Вертебный, ОАО АКБ МОСОБЛБАНК, советник председателя правления

Новации, которые можно оценить как наиболее значимые для повышения устойчивости банковского сектора, на наш взгляд, следующие. Во-первых, изменено понятие “банковская группа” и устанавливаются меры для нарушителей положений о банковских группах и холдингах. Во-вторых, вводятся меры, которые могут быть применены Банком России в отношении акционеров кредитных организаций и общих собраний акционеров кредитных организаций при несоблюдении некоторых требований. В-третьих, существенно переработаны положения законодательства в части раскрытия информации о деятельности кредитных организаций. В-четвертых, расширен перечень случаев, когда необходимо получать предварительное согласие Банка России для осуществления сделок по приобретению акций кредитной организации.

Стоит отметить и установление специальных требований к деловой репутации лиц, выполняющих управленческие функции. Также согласно новым нормам Банк России получает право оценивать систему оплаты труда кредитной организации в отношении ряда лиц, деятельность которых имеет определяющий характер, в случаях: 1) несоответствия системы оплаты труда в банке характеру и масштабу совершаемых им операций, результатам его деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков; 2) отсутствия в политике банка в части оплаты труда условий об отсрочке и последующей корректировке размеров компенсационных и стимулирующих выплат.

Важное значение будут иметь дополнительные требования к системам управления рисками и капиталом, а также порядок оценки Банком России качества управления ими.

Количество банков в России – динамика за 2007-2018 годы, уставной капитал и количество банков в разрезе регионов

Количество банков в России за последние годы постоянно снижается. Это подтверждает заключения экспертов, которые уже давно говорят, что в ближайшие годы в России останется около 500 банков. И действительно, прогнозы аналитиков по количеству банков оказались вполне реальными. Чтобы убедиться в этом, стоит посмотреть на количество банков в свете последних изменений в законодательстве по размеру уставного капитала.

Итак, сколько банков и не банковских КО в России и сколько из них мелких банков? В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01.2018 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляет – 561, из которых 230 (41%) можно отнести к крупным банкам. А на 01.01.2017 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляло – 623, из них – 246 (39,5%) можно твердо отнести к крупным и соответствующим требованиям по величине уставного капитала.

Из общего количества банков и не банковских КО на начало 2018 года – 277, или 49,4% зарегистрированы и имеют головной офис в Москве. При таком количестве банков в Москве и при ориентировочной численности населения Москвы за 2016 год – 12 300 000 человек получается, что на каждые 44,4 тысячи населения столицы приходится один банк.

Количество банков на 01.01.2018 года составило 561, то есть за прошедший 2017 год сократилось еще на 62 банка (623-561). А количество банков, начиная с 2008 г. сократилось уже на 575 банков (1 136 -561) что составляет 50,6%, и что самое неприятное – быстрыми темпами происходит сокращение банков практически по всем Федеральным округам.

Динамика общего количества действующих банков России в разрезе Федеральных округов, за последние 11 лет выглядит так:

Из таблицы видно, что основное количество банков зарегистрировано в европейской части страны, и очень мало региональных банков за Уралом. Особо обращает на себя внимание незначительное количество региональных коммерческих банков на территории огромных по площади Дальневосточного, Северного и Уральского Федеральных округов, которое к тому же существенно снизилось за анализируемый период, а ведь основные богатства России находятся именно на этих территориях страны.

Читайте так же:  Авто в кредит по двум документам без первоначального взноса

Статистика по количеству банков за последние годы говорит о том, что сокращение банков продолжается высокими темпами. Так, только 02.02.2018 года Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских операций у очередных 2-х банков (ООО «РКБ» и АО ПартнерКапиталБанк).

Количество действующих банков в России на 01.01.2018 года составило 561, т.е. за 2017 год их число сократилось на 62. Тогда как за 2016 год банков сократилось на 110 единиц, а в 2015 году – на 101 единицу. Сокращение банков в 2018 году немного замедлилось.

Отзыв лицензий у банков, которые создают реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков и в течение одного года неоднократно допускали неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, продолжился и в 2018 году.

Обращает на себя внимание то, что в 2017 году Банком России была отозвана лицензия у ПАО БАНК «ЮГРА», который ещё в 2016 году входил в список 30 крупнейших банков страны, составляемый Банком России с учетом выполнения ими основных показателей деятельности. А после отзыва лицензии в банке были выявлены проведенные операции с отчетностью в целях сокрытия реального финансового положения. ПАО БАНК «ЮГРА» не являлся системно – значимой кредитной организацией.

03.03.2017 года лицензии на осуществление банковских операций отозваны сразу у четырёх банков:

  • КБ «Межрегиональный Почтовый Банк» (рег. № 3171, г. Москва)
  • «АНКОР БАНК» (АО) (рег. № 889, г. Казань)
  • ПАО «ИнтехБанк» (рег. № 2705, г. Казань)
  • ПАО «Татфондбанк» (рег. № 3058, г. Казань)

Количество действующих банков в России на 01.02.2018 года составило 558, т.е. за первый месяц 2018 года число банков сократилось ещё на 3. Отзыв лицензий продолжается и далее. Так, только за неполный месяц февраля 2018 года уже отозвано 5 лицензий:

  • АКБ «Мастер-Капитал» (ОАО) (рег. № 3011, г. Москва) – с 20.02.2018г.
  • ООО «УралКапиталБанк» (рег. № 2519, г. Уфа) – с 15.02.2018г.
  • Банк СБРР (ООО) (рег. № 1284, г. Тюмень) – с 06.02.2018г.
  • ООО «РКБ» (рег. № 103, г. Москва) – с 02.02.2018г.
  • «ПартнерКапиталБанк» (АО) (рег. № 635, г. Москва) – с 02.02.2018г.

А ещё 01.02.2018 гола Банк России сообщил о начале процедуры реорганизации ООО «Экспобанк» в форме присоединения к нему «Банк на Гончарной» (АО), т.е. количество банков уменьшится ещё на один банк.

Как вы думаете, сколько банков останется в России в ближайшее время, учитывая такие темпы отзыва лицензий. Думаю, менее 500 банков, как и предсказывали эксперты.

Какое количество банков в России может исчезнуть в ближайшее время можно определить исходя из размера уставного капитала (фонда) конкретных банков.

Так, исходя из статьи 11 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” (с изменениями и дополнениями) следует, что минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме:

  1. 1 миллиард рублей – для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;
  2. 300 миллионов рублей – для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией;
  3. 90 миллионов рублей – для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации – центрального контрагента;
  4. 300 миллионов рублей – для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации – центрального контрагента.

Теперь давайте посмотрим, как Центральным Банком РФ группируются банки второго уровня исходя из величины зарегистрированного уставного капитала банка:

Итак, на 01.01.2018 года только 308 банков (35+117+78+78) имеют уставный капитал, который достаточен для универсальной или базовой лицензии, который соответствует требованиям ЦБ по капиталу у, и 113 банков, чей уставный капитал соответствует требованию для лицензии небанковской кредитной организации, что соответственно составляет 54,9% и 20,1% от общего количества банков. Из этого количества, но уже с учетом основных показателей деятельности банков, Банк России ежемесячно определяет список 30 крупнейших банков России и список системно значимых банков России.

А в сторону закрытия или присоединения к другим банкам движутся – 140 банков, чей уставный капитал не соответствует требованиям – эти банка находятся в зоне риска.

Ещё в июле 2015 года глава ВТБ Андрей Костин в интервью немецкой газете Die Welt заявил, что: Количество банков в России может через пять лет сократиться на 500. В России слишком много банков. Существует порядка 800 институтов. Через пять лет их может стать на 500 меньше, а стабильный уровень мы бы могли достичь и со 100 банками.
Исходя из требований Банка России к уставному капиталу, многие банки претерпевают следующие трансформации:

  • Объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов, т.е. происходит слияние капиталов;
  • Крупные банки покупают более мелкие банки, т.е. происходит поглощение;
  • Закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков выполнять требования ЦБ по работе и размеру уставного капитала, т.е. осуществляется самоликвидация или ликвидация по решению суда.

Процессы слияния, поглощения или закрытия банков идут постоянно, но после поднятия Банком России планки по минимальной величине уставного капитала – количество таких процессов резко увеличится. Кроме того банки закрываются и принудительно, в связи с нарушениями законов.

Проводится реорганизация некоторых кредитных организаций, что также сокращает общее число банков в России. Так, например:

  • 13 ноября 2014 года Ханты-Мансийский банк сообщил о завершении присоединения Банка «Открытие» и Новосибирского Муниципального банка. После завершения реорганизации из 3 банков получится 1.
  • 18 ноября 2016 года МДМ Банк сообщил что завершена реорганизация БИНБАНКа и БИНБАНКа Мурманск, путём присоединения к МДМ Банку. Объединённый банк будет работать под брендом «БИНБАНК». Кроме того было сообщено, что в течении 2016 года к БИНБАНКу были присоединены еще четыре банка: «Кедр», «БИНБАНК Смоленск», «БИНБАНК Сургут» и «БИНБАНК Тверь»
    13 ноября 2017 года Банк ВТБ (ПАО) (№ 1000, г. Санкт-Петербург) начал процедуры реорганизации в форме присоединения к нему Банка ВТБ 24 (ПАО) (№ 1623, г. Москва).

По прогнозам ряда аналитиков, начавшееся в период финансового кризиса сокращение количества действующих банков России продолжится. Многие эксперты ожидают значительное сокращение количества действующих банков, но сколько банков останется фактически, твердо сказать никто не может и будет ли это плохо или хорошо для России будет видно спустя некоторое время. Ясно только одно, в России присутствует дефицит качественных банковских услуг в регионах и дисбаланс пока не меняется.

Читайте так же:  Как отменить автоплатеж в сбербанке

Мировой опыт показывает, что если банк нашел и устойчиво занял определенную нишу по банковским услугам, то не важно – крупный это или мелкий банк, главное, чтобы он умел работать без нарушения законодательства и нормативов. Пример небольшой Швейцарии, где мирно сосуществуют крупные и мелкие банки, а банков так «неприлично» много, что яблоку негде упасть – показателен. Там работа есть всем, и каждый банк нужен и к месту.
Конечно очень плохо, когда вместо качественного контроля и эффективного регулирования деятельности банков, мы кидаемся из крайности в крайность. Было бы более разумным не закрывать небольшие банки, и особенно в регионах, но ограничивать их максимальные суммы выдаваемых в одни руки кредитов и ограничивать прием вкладов от одного вкладчика определенными параметрами, увязывая все это с величиной капитала т.е. ориентируя их на обслуживание малого бизнеса и физических лиц, и пусть себе работают. Кстати, Банком России в этом направлении уже предложены изменения.

Так, Банком России разработаны предложения (частично уже внедряются), согласно которым все российские банки будут разделены на три группы:

  • системно – значимые, по которым начиная с 2015 года установлены особые требования,
  • банки федерального значения,
  • региональные банки.

Как пояснила глава Банка России Эльвира Набиуллина по поводу реорганизации банковской системы: “Мы предлагаем выделение нового вида кредитной организации — регионального банка. К этому виду могут быть отнесены относительно небольшие региональные организации с ограниченным кругом наиболее простых банковских операций. Бизнес-моделью таких банков должно являться привлечение средств от физических и юридических лиц конкретного региона, их размещение с минимальными рисками в кредиты населению и бизнесу, прежде всего среднему и малому, того же региона.

В отношении остальных банков, кроме системно значимых, их мы называем банками федерального значения, предполагается увеличение минимальных требований к размеру собственных средств к капиталу до 1 млрд рублей и последовательное внедрение международных стандартов”

Статистика количества банков в РФ за последние 18 лет выглядит следующим образом:

Какие изменения в банковской сфере принес с собой июнь

Июньские изменения в банковском законодательстве затрагивают не только сами кредитные организации, но и всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются их клиентами. Порядок обслуживания расчетных счетов и вкладов тесно связан с теми правилами, которые законодательно установлены для самих банков. Поэтому мы решили познакомить вас с кратким обзором новых документов, вступающих в силу в июне 2017 года.

1 июня 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2017 N 92-ФЗ , который разделил банковские лицензии на базовые и универсальные. Такая поправка пока касается только тех кредитных организаций, которые захотят получить лицензию после этой даты. Для всех действующих банков сразу установлена универсальная лицензия. Правда, им придется постараться, чтобы ее сохранить. Итак, для получения определенного вида лицензии у банка должен быть минимальный капитал в таком размере:

  • 1 млрд рублей для регистрации банка и получения универсальной лицензии;
  • 300 млн рублей для регистрации банка с базовой лицензией.

При этом банки с базовой лицензией получат существенные ограничения в осуществлении банковских операций и сделок. В частности, они не смогут осуществлять следующие банковские операции с иностранными юридическими лицами, с иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами по иностранному праву, а также с физическими лицами, личным законом которых является право иностранного государства:

  • размещать привлеченные денежные средства физических и юридических лиц во вклады от своего имени и за свой счет;
  • привлекать во вклады и размещение драгоценные металлы
  • выдавать банковские гарантии.

Банк с универсальной лицензией может изменить статус на банк с базовой лицензией, и наоборот. Порядок этого определен новым законом. Кроме того, у микрофинансовых компаний также появляется возможность получить статус банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации.

Существующие кредитные организации с 1 июня 2017 года признаются банками с универсальной лицензией.

8 июня: изменение порядка ведения учета обязательств банков перед своими вкладчиками

Банк России издал сразу два документа, вступающих в силу 8 июня 2017 года:

  1. Указание Банка России от 30.08.2016 N 4120-У ;
  2. Указание Банка России от 30.08.2016 N 4121-У .

Оба эти документа определили новый порядок учета обязательств банков перед вкладчиками, а также встречных требований банков к вкладчикам. В частности, теперь ведение учета обязательств и встречных требований банка перед вкладчиками должно обеспечивать возможность:

  • формирования и передачи в Агентство по страхованию вкладов реестра обязательств в электронном виде и на бумажном носителе;
  • формирования выписок из реестра обязательств по каждому вкладчику.

Кроме того, утвержден порядок формирования реестра обязательств при наступлении страхового случая, а именно отзыве банковской лицензии.

16 июня: усиление мер по предупреждению банкротства банков

16 июня 2017 года вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 01.05.2017 N 84-ФЗ , которые направлены на совершенствование процедур предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. В частности, изменились полномочия Центробанка РФ по таким вопросам, как:

  • право создания Фонда консолидации банковского сектора, а также прово, в качестве единственного участника, учредить общество с ограниченной ответственностью “Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора”;
  • право принять решение о направлении в кредитную организацию представителей Банка России в целях проведения анализа финансового положения для решения вопроса об участии Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств;
  • реализация в утвержденном порядке акции (доли в уставном капитале), имущество (имущественные права), приобретенные в ходе предупреждения банкротства банков.

Кроме того, Банк России будет вправе направлять своих представителей для проверки финансового положения банка.

27 июня: изменения в требованиях к уставу кредитной организации

Вступающим 27 июня 2017 года в силу Федеральным законом от 28.03.2017 N 41-ФЗ исключается из требование о необходимости указания в уставе кредитной организации ее организационно-правовой формы и сведений об адресе ее обособленных подразделений. Такие сведения теперь должны будут публиковаться банками и Центробанком РФ на своих официальных сайтах в установленном Банком России порядке.

29 июня: усиление защиты информации при осуществлении денежных переводов

Заканчивается срок, предусмотренный нормами положения Банка России от 24.08.2016 N 552-П на то, чтобы все участники платежной системы, которые являются клиентами Банка России, выполнили установленные требования к защите информации при осуществлении переводов денежных средств. В частности, должна быть защищена:

  • информация, содержащейся в распоряжениях участников;
  • информация о совершенных переводах денежных средств, в том числе информация, содержащееся в извещениях (подтверждениях), касающихся приема к исполнению распоряжений участников, а также в извещениях (подтверждениях), касающихся исполнения распоряжений участников;
  • информация об остатках денежных средств на счетах, открытых у участников и связанных с осуществлением перевода денежных средств в ПС БР;
  • информация, необходимая для удостоверения участниками права распоряжения денежными средствами;
  • ключевая информации средств криптографической защиты информации, используемых при осуществлении переводов денежных средств;
  • информация об объектах информационной инфраструктуры, а также информация о конфигурации, определяющей параметры работы технических средств защиты информации;
  • информация ограниченного доступа, в том числе персональные данные и иная информация, подлежащая обязательной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, обрабатываемой при осуществлении переводов денежных средств.
Читайте так же:  Условия получения ипотеки по программе «молодая семья» в втб 24

Требования к защите этих данных подробно расписаны в документе по каждому из пунктов.

СБЕРБАНК ВАЖНАЯ НОВОСТЬ! ИЗМЕНЕНИЯ КОСНУТЬСЯ ВСЕХ БАНКОВ РОССИИ в 2019 году

СБЕРБАНК ВАЖНАЯ НОВОСТЬ! ИЗМЕНЕНИЯ КОСНУТЬСЯ ВСЕХ БАНКОВ РОССИИ в 2019 году
Важная новость от Сбербанка февраль 2019 год
Свежий пресс-релиз финучреждения презентует новые повышенные ставки по депозитам!
В сообщении сбербанка указано, что изменения ожидаются по базовой ставке и онлайн-линейке вкладов. Рост составит от 0,15 до 0,60 процентного пункта.
Последние изменения ставки по всей линейке рублевых вкладов зафиксированы в октябре 2018 года. Тогда Сбербанк инициировал повышение на 0,15–0,5 процентного пункта.
Аналитики утверждают, что и в сентябре российские банки повышали ставки по рублевым и валютным вкладам. Таким образом они пытались привлечь средства из-за усиления оттока капитала, вызванного угрозой действующих и дальнейших санкций. Действия финансистов были направлены на минимизацию геополитических рисков. Эксперты солидарны и в том, что решение относительно повышения ставок – реакция банков на рост ключевой ставки ЦБ.
Ранее на 1 процентный пункт Сбербанк повысил ставки по ипотеке.

Средняя максимальная ставка по депозитам в первой десятке российских банков за третью декаду января составила 7,55%. С 1 февраля ставки по рублевым вкладам поднял Сбербанк, а вслед за ним — Московский Кредитный Банк, Альфа-Банк, ВТБ и другие игроки.
«Доходность вкладов в долларах за год также /* увеличилась на 0,75—1 процентный пункт. Максимальные ставки по долларовым вкладам мы можем наблюдать у крупных банков»
Согласно базе Банки.ру, сейчас самые привлекательные условия предлагает банк «Восточный» (4,3—4,6% годовых в зависимости от суммы). В числе лидеров также продукты от Кредит Европа Банка, Россельхозбанка, банка «Санкт-Петербург», Московского Индустриального Банка и ВТБ.

Государство, по сути, национализирует банковский сектор. Это приведет к снижению качества финансовых услуг и росту инфляции, прогнозируют эксперты.

16:24, 22.09.2017 // Росбалт, Бизнес

Изображение - Какие изменения коснутся банков в россии 6h3NJBFK-280

Сообщения о том, что очередной коммерческий банк не смог справиться с возникшими проблемами и лишился лицензии, появляются все чаще. Только за 2016 год Центробанк прекратил деятельность девяносто семи кредитных организаций. Всего же за последние неполных пять лет лицензии были отозваны у трехсот сорока трех банков, и сегодня их осталось уже менее шестисот — а ведь десять лет назад эта цифра была почти в два раза больше.

Некоторые «больные» банки смогли избежать процедуры банкротства, уйдя «под крыло» других организаций. При этом раньше сам ЦБ не занимался оздоровлением проблемных участников рынка. Но когда под угрозой ликвидации в конце лета оказался банк «Открытие», названный одним из системообразующих, было решено спасать его по новому сценарию — через Фонд консолидации банковского сектора, сформированный за счет средств регулятора. Не успела утихнуть буря, вызванная этой новостью, как стало известно, что об аналогичной помощи попросил Бинбанк — еще одна крупная коммерческая кредитная организация.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина утверждает, что все действия ее ведомства направлены на «оздоровление банковского сектора, избавление от слабых игроков». Однако некоторые наблюдатели называют происходящее «зачисткой» и отмечают, что все больше банков переходят под контроль государства. Стоит добавить, что подобная политика уже обошлась бюджету в солидную сумму — только за 2013—2015 годы на эти цели было потрачено 3,4 трлн рублей.

«Росбалт» поинтересовался у экспертов, к чему приведет столь резкое сокращение числа банков в стране, что означает санация «Открытия» и Бинбанка по новой схеме и как сложившаяся ситуация отразится на российских гражданах.

Вадим Жартун, директор консалтинговой компании Nova Team:

Изображение - Какие изменения коснутся банков в россии PbMvQj4H-580

«Для начала нужно просто назвать вещи своими именами. Нет никакой санации. Санировать можно жизнеспособный банк, оказавшийся в тяжелой ситуации. „Открытие“, а теперь и Бинбанк — банки с околонулевым или даже отрицательным капиталом. Соответственно, никакой санации нет. Есть национализация, переход в собственность государства.

Второй вопрос — что именно национализируется. А национализируются дыры в капитале, то есть убытки. Следовательно, россияне по решению Центробанка берут на себя бремя убытков крупнейших банков. Только за „Открытие“ и Бинбанк на каждого экономически активного россиянина ложится около 10 тыс. рублей убытка. Их либо возьмут из резервов, либо ждите скачка инфляции.

В краткосрочном периоде национализация проблемных банков, конечно, позволяет сохранить стабильность системы, избежать паники и веерных банкротств. Это позитивный эффект. Но негативных долгосрочных эффектов куда больше. Государству не нужно зарабатывать деньги — их всегда можно извлечь с помощью акцизов и налогов у населения. Точно так же госбанку не нужно зарабатывать деньги, кредитуя бизнес, население или работая с ценными бумагами.

В результате банковская система начинает решать не экономические, а политические задачи — финансирование очередных „строек века“, например. А на все остальное ей плевать. Совмещение ролей регулятора и банка в ЦБ этому только способствует. Из-за этого экономика лишается механизма развития и даже призрачной надежды на рост».

Андрей Нечаев, бывший министр экономики РФ, доктор экономических наук:

Изображение - Какие изменения коснутся банков в россии 7kLmzthW-580

«Административное выдавливание малых и средних банков началось, еще когда Центробанк возглавлял Сергей Дубинин. А с приходом Эльвиры Набиуллиной этот процесс резко ускорился. Причем если раньше финансовые власти придерживались политики „too big to fail“ („слишком большой, чтобы рухнуть“), то после банкротства Мастер-банка лицензии стали лишаться и достаточно крупные банки, в том числе входящие в топ-50. В итоге в трудном положении оказалось Агентство по страхованию вкладов, которое все время вынуждено обращаться за новыми займами к ЦБ, чтобы погасить долги перед вкладчиками. В связи с этим регулятор и решил реализовать принципиально новый подход, прибегнув к идее Фонда консолидации банковского сектора.

Число малых и средних банков, к сожалению, продолжит сокращаться. Центробанк, конечно, мотивирует эту политику по-своему, заявляя, что нужно очищать банковскую систему, во-первых, от полукриминальных, а во-вторых, от слабых банков.

Читайте так же:  Поручитель по кредиту кто им может быть

С первым пунктом я согласен. Если банк нарушает законодательство, занимается отмыванием денег или другими криминальными и полукриминальными операциями, то он должен быть наказан. Правда, отечественные финансовые власти сами подталкивают банки к такого рода операциям. Регулятивные требования очень бюрократизированы и постоянно ужесточаются, что сильно снижает рентабельность банковского бизнеса. По моим оценкам, минимум половина сотрудников любого банка, не считая технических, занята контролем операций и написанием всякого рода отчетов, сообщений, ответов на запросы ЦБ, налоговой инспекции, следственных органов и т. д. Всем этим занимаются квалифицированные и высокооплачиваемые кадры. В результате, чтобы „поддерживать штаны“, некоторые банки просто вынуждены пускаться во всякого рода полукриминальные операции, чтобы повысить свою доходность.

А вот насколько можно считать многие малые и средние банки слабыми и подходящими для отзыва лицензии — вопрос открытый. На мой взгляд, большинство из них изначально более устойчивы, чем крупные игроки. Просто критерии, по которым тому или иному банку разрешается доступ к бюджетным средствам и государственным программам по субсидированию процентных ставок, весьма странные и подчас противоречат логике. Например, банк, который не обращался за средствами государственной поддержки, считается менее устойчивым, чем крупный банк, который прибегал к подобной помощи.

Большая проблема есть и с программой поддержки малого бизнеса и сельского хозяйства. Преимущественно, это сфера небольших банков. Крупному банку она неинтересна: гораздо проще выдать один большой кредит крупному государственному или полугосударственному заемщику, чем возиться с несколькими десятками тысяч мелких. А малые и средние банки с ними работают, поскольку это их основная клиентура. Но когда дело доходит до субсидирования процентных ставок, то власти заявляют, что в такой программе могут участвовать только крупные банки.

Так что многие банки, у которых отозвали лицензии, перед этим были попросту отсечены от госфинансирования. На поддержку крупных банков выделяются сотни миллиардов рублей, а малые и средние банки в рамках антикризисных программ не получают ничего. Таким образом, наши финансовые власти сами создают неравные условия конкуренции и в итоге подавляют ее. В конечном итоге страдает потребитель. Ведь только когда есть конкуренция, например, в предоставлении кредитов малому бизнесу или ипотечных кредитов, банки улучшают условия, снижают ставки, уменьшают первоначальные взносы. А если борьба за клиента отсутствует и есть только два-три банка, разделивших между собой рынок, то потребителю будут диктоваться те условия, которые они считают выгодными для себя».

Максим Осадчий, начальник аналитического управления банка БКФ:

Изображение - Какие изменения коснутся банков в россии wRhmBNvk-580

«В России происходит огосударствление банковского сектора. И если эта тенденция сохранится, то в конечном итоге на рынке банковских услуг останется несколько госбанков: сберкасса для населения, банк для внешней торговли и несколько отраслевых банков. Конкуренция будет уничтожена.

Естественно, в этом случае качество банковских услуг будет низким, а в повседневную банковскую практику вернутся длинные очереди. Огосударствление банковского сектора является следствием общей тенденции возврата российской экономики к госкапитализму (социализм — это одна из его форм).

Что же касается спасения крупнейших частных банков за счет государства, то это проявление политики „национализации убытков и приватизации прибыли“. И все это происходит за счет госсредств. Напомню, что задолженность банка „ФК Открытие“ перед ЦБ на 1 сентября составила 1,1 трлн рублей. То есть каждый гражданин России заплатил более 7 тысяч рублей за „художества“ Беляева & Co. В том числе, банк „ФК Открытие“ получил от ЦБ депозит на сумму 330 млрд рублей. А что является источником этих средств? Печатный станок. Следовательно, такая санация будет способствовать инфляции.

При этом, если владельцы и топ-менеджмент банков „too big to fail“ знают, что в случае краха они не понесут наказания, а их банк ждет санация, то они будут проводить рискованную оппортунистическую политику — например, осуществлять безрассудную экспансию, „включая пылесос“. Так что удивительно мягкое отношение к владельцам и топ-менеджменту банка „ФК Открытие“ и Бинбанка, стимулирует владельцев и топ-менеджмент других крупных банков осуществлять вывод активов, кредитовать связанные бизнесы, манипулировать ценами финансовых активов и т. п. А отсутствие бэйлина — спасения за счет кредиторов — стимулирует последних (в том числе и вкладчиков-превышенцев) не заботиться о финансовой устойчивости банка и не мониторить его состояние».

Андрей Мовчан, директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги:

Изображение - Какие изменения коснутся банков в россии VBdPrhcF-580

«Частная банковская система в нашей стране потихоньку прекращает свое существование. Это не значит, что частных банков, имеющих капитал, который позволяет им работать, нет совсем. Но из пятисот банков таковых остается буквально несколько штук. На долю частного банковского сектора приходится менее 1% российского ВВП.

Нам нужна полная перезагрузка. Но пока что, наоборот, наблюдается тенденция к национализации банковской сферы. Частные банки уходят, и в итоге останется несколько крупных государственных банков, обслуживающих всю страну. Понятно, что это будет картель, и все банковские услуги монополизируются.

При таких условиях ни о каком экономическом росте, который может спровоцировать банковская сфера, говорить нельзя. Оставшиеся банки будут кредитовать только того, кого им скажут, и покупать те бумаги, относительно которых дадут указания.

Так что мы теряем один из потенциальных драйверов роста, который во всем мире всегда очень хорошо работал.

Конечно, есть одна хорошая новость: рядовой потребитель банковских услуг не потеряет деньги, потому что государство, судя по всему, приняло решение не допускать такого развития событий. По крайней мере, это не будет массовым процессом. Но проблема состоит в том, что когда банковская система монополизирована, все услуги будут хуже и дороже. Уже сейчас я вижу, что остающиеся в живых банки с неиспорченной репутацией начинают увеличивать стоимость обслуживания. Выбора-то у населения все меньше.

Поэтому те великолепные годы, когда можно было говорить, что наша банковская система лучше и дешевле, чем на Западе, уходят в прошлое, и скоро у нас не останется никаких привилегий и льгот».

Изображение - Какие изменения коснутся банков в россии 469623265
Автор статьи: Евгений Антропов

Добрый день! Меня зовут Евгений. Я уже более 5 лет работаю экономистом в крупной компании. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3 проголосовавших: 334

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here